Курс на укрепление царской власти путём возвышения незнатных чиновников и усиления религиозной роли монарха, начатый фараоном Аменхотепом III, продолжил его сын от брака с неродовитой Тэйе, Аменхотеп IV(правил в 1365–1349 гг. до н. э.; по другой датировке – в 1351–1334 до н. э.). Уже в первые годы его царствования стал ещё больше выдвигаться реформированный культ бога Ра – Ра-Харахте. С 1361 г. до н. э. его начали отождествлять с богом солнечного диска – Атоном. Верховным жрецом этого нового культа сделался сам фараон.

 

Эхнатон - фараон-мятежнки. Видеофильм

 

Вначале Атон чтился на юге Египта, в Фивах, где ему близ Карнака был возведен особый храм. Однако около 1359 г. до н. э. Аменхотеп IV решил покинуть эту старую столицу XVIII династии и построил себе новую – в Среднем Египте, близ современного селения Телль эль-Амарна, в месте, которое ранее «не принадлежало ни богу, ни богине», вне какого-либо египетского округа (нома) с его традиционными культами. Религиозно-политические преобразования Аменхотепа IV получили поэтому название «амарнской реформы», и весь этот период египетской истории именуется «амарнским».

Новая столица называлась Ахетатон («Горизонт Атона»), и Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон («Угодный Атону»). Ахетатон стал главным центром почитания Атона, который, в отличие от прочих египетских богов, не имел человеческого или звериного облика, изображался как солнечный диск, чьи лучи оканчивались благословляющими кистями рук. Считалось, что Атон и его сын Эхнатон вместе правят Египтом. Ранее идея правления Божьей милостью не подчёркивалась с такой силой.

Считалось, что Эхнатон находится в более тесной связи с Атоном, чем та, что его предшественники имели с прежними богами. Эхнатон носил эпитет «Уаэнра» («Единственный для солнца»), так как только он мог получать от самого солнечного бога религиозные и политические откровения. По одному из них фараон избрал место для новой столицы. Царь стал во главе нового культа, жрецы же (как Атона, так и старых богов) должны были во всём ему повиноваться – как, впрочем, и все подданные.

Свою реформу Эхнатон насаждал с большой жестокостью. В конце царствования он казнил ряд вельмож, недовольных его преобразованиями и приказал сжечь их тела, что, по взглядам египтян, лишало казнённых загробной жизни в царстве Осириса. Для Атона были основаны храмы с богатейшими хозяйствами, которыми целиком распоряжался царь. Приближённых он стал выбирать из людей не просто незнатных, но вышедших из самых низов. В своих надписях те обозначали свое социальное происхождение термином немху («сирота») и подчеркивали, что обязаны всем только фараону.

Первые признаки нетерпимости Эхнатона к старым религиозным культам Египта появились около 1356 г. до н. э., когда на многих старых надписях стали стирать имя прежнего верховного бога Амона, а в Ахетатоне перестали возводиться новые памятники древним богам. Около 1353 г. до н. э. дело дошло до преследований – имена Амона и некоторых других старых божеств стали истреблять (особенно рьяно – в Фивах). Повсюду стиралось само слово «бог» (егип. нечер). Атон, как и Эхнатон, именовался только «правителем». Какие события подтолкнули к религиозным гонениям, неясно.

Царствование Эхнатона ознаменовалось и сильнейшим внешнеполитическим упадком Египта.  В азиатской политике он в конце 1360-х – 1350-е гг. до н. э. пережил настоящую катастрофу. Основа установленного за полвека перед тем «амарнского мирового порядка» – согласие Египта и переднеазиатского царства Митанни – нарушилось. Около 1360 г. между ними началась война, и митаннийский царь Тушратта отобрал у Египта почти все владения в Сирии. Около 1355 г. до н. э. они перешли от Митанни к Хеттскому царству, чей правитель Суппилулиума I наголову разгромил Тушратту, вскоре погибшего. Хетты стали для Египта ещё более неудобными соседями. Охладели и отношения Египта с Вавилоном. Тем не менее Эхнатон хотел создать у подданных впечатление, что могущество страны непоколебимо. Во время пышного празднования юбилея царствования он и его жена Нефертити торжественно принимали дань от оставшихся подвластными стран. После краха религиозной реформы Эхнатона громче всего обвиняли именно в азиатских поражениях.

Эхнатон и Нефертити

Фараон Эхнатон и Нефертити с детьми

 

Поклонение старым богам так и удалось уничтожить полностью. Во многих местных центрах (даже в огромном Мемфисе) им и после 1353 г. до н. э. продолжали воздвигать памятники. Народ реформу не принял – как и часть элиты. После Эхнатона преобразование просуществовало лишь в течение двух лет правления его преемника Сменхкара (1349 – 1348 гг. до н. э.). Уже в конце царствования этого фараона культы старых богов были восстановлены, а после вступления на престол следующего царя, Тутанхатона(«Живой образ Атона»), двор покинул Ахетатон. Почитание Атона прекратилось, даже имена нового фараона и его жены Анхесенатон («Живет она для Атона») были изменены на Тутанхамон и Анхесенамон.

Подробнее - см. в статье Фараон Эхнатон.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.