Биография Прокопия

Прокопий Кесарийский – самый крупный историк ранневизантийского времени. О биографии его известно сравнительно мало. Прокопий родился в конце V в. на Востоке, в Кесарии Палестинской. Получив прекрасное образование, Прокопий переселился в Константинополь, где в 527 году стал секретарём и юрисконсультом знаменитого полководца Велизария. Прокопий сопровождал Велизария во время Вандальской войны 533–534, войны с остготами (с 535) и походов на персов. Прокопий умер, вероятнее всего, в 560-х годах, хотя точное время его кончины неизвестно.

 

Главные сочинения Прокопия

Ценность исторических произведений Прокопия Кесарийского создаётся прежде всего тем, что он всегда находился в самой гуще политических событий, был знаком со многими выдающимися государями и полководцами своего времени. Одним из важнейших сочинений Прокопия является «История» в 8 книгах (другое название – «Истории войн Юстиниана с персами, вандалами и готами»). Она излагает события войн эпохи Юстиниана I. Отдельные части этого произведения часть издаются под названиями «Война с вандалами» и «Война с остготами» и т. д. «История» Прокопия выстроена не по хронологическому порядку, а по странам, по военным театрам. Первые две её книги повествуют о войнах с персами, в 3 и 4 – о войнах с вандалами, в 5, 6 и 7 – с готами. Эти семь частей были опубликованы около 550–551 гг., а после 554 года автор издал и 8-ю книгу, которая является как бы приложением к первым семи, давая общий обзор событий 554 г. Прокопий далеко выходит за рамки военной истории. Он вложил в эту работу свои широчайшие жизненные наблюдения. Перед читателем проходят Северная Африка и Италия, Испания и Балканы, Иран и даже отдаленные страны Юго-Восточной Азии.

Император Юстиниан

Император Юстиниан со свитой

 

Плодом глубоких раздумий, борьбы политических и личных страстей стало второе важнейшее произведение Прокопия Кесарийского – «Тайная история» – труд единственный в своем роде во всей византийской историографии. Написанная в глубокой тайне, он с полной откровенностью (а, по мнению многих, и с преувеличениями) обнажает пороки империи и ее правителей, обойденные молчанием в официальных работах Прокопия, где Юстиниан I изображается добрым гением империи и великодушным правителем. В «Тайной истории» Юстиниан, наоборот, выведен злодеем на троне, неумолимым тираном, злобным демоном, разрушителем Византии. Едко-сатирическая «Тайная история» появилась уже после смерти Прокопия. Её настоящее название – «Анекдоты». Прокопий в крайне мрачных красках изображает здесь деспотизм Юстиниана и развращенность его жены Феодоры. Язвительные стрелы выпускаются им и по адресу Велизария с его супругой Антониной. Эти яростные нападки сильно контрастируют со сдержанным тоном «Историй войн», поэтому в учёной литературе уже несколько веков идёт спор о том, действительно ли Прокопий был автором «Тайной истории». В XVI-XVIII веках этот спор осложнялся враждой католических и протестантских историографов. Первые из вражды к православному Востоку и к Юстиниану как одной из крупнейших его государственных фигур тенденциозно отстаивали достоверность «Тайной истории». Протестанты отрицали её лишь по причине религиозного соперничества с католиками. Прославленные Монтескье и Гиббон стояли за подлинность «Анекдотов» и достоверность содержащихся в них сведений. Ту же точку зрения занял и лучший исследователь Прокопия Кесарийского, Дан. В обширной монографии о Прокопии, основанной на сравнительной критике всех его сочинений, Дан показал, что ни главные факты, ни язык в «Тайной истории» и «Истории войн» не расходятся. Дан, правда, допускал, что «Тайная история» может содержать отдельные преувеличения, объясняемые страстным характером историка. Не исключено, что «Тайная история» – это неизданные при жизни личные мемуары Прокопия, в которых он дал выход негодованию, долго скрывавшемуся от двора под маской лести. Ещё один знаменитый историк, Леопольд Ранке считал «Тайную историю» компиляцией, где некоторые части принадлежали самому Прокопию, а другие заимствованы из памфлета, написанного после смерти Юстиниана I в духе оппозиции против закончившегося царствования. К Ранке примкнул крупный английский историк Бьюри (Bury), но их трактовка подверглась критике многих других учёных.

Третье сочинение Прокопия Кесарийского – «О постройках Юстиниана» – написано в совершенно ином тоне, чем «Тайная история». Оно отличается льстивым тоном и преувеличенными похвалами в адрес императора. Полагают, что Прокопий хотел смягчить этой книгой неудовольствие двора на его «Историю войн», где сдержанные выражения фразой часто едва маскируют тонкую иронию. При всем своём натянутом славословии трактат «О постройках» – весьма важный опус благодаря обилию материала по географии, этнографии и государственному хозяйству Византии VI века.

 

Мировоззрение Прокопия

Несмотря ни на что, громадный литературный талант, обширная эрудиция, знакомство с военным бытом, географией и этнографией, близость ко двору и к театру изображаемых событий ставят Прокопия Кесарийского на одно из высших мест в средневековой историографии. Высокопоставленному придворному Прокопию мир виделся сквозь призму острых конфликтов государств и народов, правителей Византии и варварских королей. На нем, как на писателе, лежит печать перехода от языческой древности к христианскому средневековью. По языку, исторической технике, критическим приемам, литературным вкусам и мировоззрению Прокопий, подобно большинству современных ему византийских писателей, стоит еще на почве античной классики. Он подражает Геродоту и особенно Фукидиду, даже переписывая у последнего слова и фразы. Прокопий заимствует у своих античных предшественников и идеи – например идею судьбы (тюхе). Она далеко не совсем совпадает с христианской телеологией, но этот духовный конфликт не вызывает у Прокопия особых коллизий. В его лице старый античный эллин как бы сочетается с христианином Средних веков.

Резко критическое отношение к современности и несколько рассудочное восхваление древнего, угасшего величия Рима роднит Прокопия с его известным старшим современником, Аммианом Марцеллином. И Аммиан, и Прокопий выражали взгляды знатной сенаторской аристократии: первый – старого Рима, второй – нового Рима, на Босфоре. Прокопий – сановный честолюбец – презирает народ и превозносит аристократию. Печать избранности для него всегда связана со знатностью происхождения, древностью рода. Он мечтает о власти и богатстве. Прокопий – больше политик, чем писатель. В его сочинениях политик всегда на первом месте, а моралист – лишь на втором.

Императрица Феодора

Императрица Феодора, героиня «Тайной истории»

 

Государственный идеал Прокопия Кесарийского – монархия, ограниченная волей сената, составленного из высшей аристократии. Могучий, но скептический ум Прокопия бичует врождённые пороки человека. Он с наслаждением спускается в самые бездны человеческой души, показывает низменные страсти, разврат, прелюбодеяния, ревность, корысть, зависть, моральное растление своих героев.

 

Особенности литературного стиля

Рассказ Прокопия динамичен, красочен. Повествование течет свободно и раскованно. Прокопий свободно меняет время и место действия, вводит вставные новеллы, экскурсы, трагедийные сцены, героику, гиперболизацию, ядовитую насмешку и гротеск. Он ищет в истории не пепел ее, а огонь. Морализаторство чуждо его скептическому уму и желчному темпераменту. Его философия проникнута глубоким пессимизмом, а мировоззрение сумрачно и скептично. Фаталист Прокопий верит в безусловную и грозную силу слепого рока, который действует по непредсказуемому для людей капризу и произволу. Ядовитый, проницательный, изощренный ум Прокопия Кесарийского тонко подмечает не добрые качества, а пороки людей. Прокопий – личность сильная, но раздираемая мощными страстями. Под маской холодного царедворца в нём жил крайний честолюбец, обуреваемый жаждой власти. Прокопий не склонен к рефлексии и бездеятельности. Он всегда дело, порыв, борьба. Прокопий не прощает обид и беспощаден к врагам. Но, обличая лицемерие, он сам лицемер.

 

Литература о Прокопии Кесарийском

В. С. Тейффель «Исследования и характеристики» (Лейпциг, 1871)

Ф. Дан «Прокопий Кесарийский»

Л. фон Ранке «Всемирная история» (том 4)

Дебидур «Императрица Феодора», 1885

Бьюри «История поздней Римской империи» (Лондон, 1889)

О «Тайной истории» см. также статьи А. Димитриу (в «Летописи Историко-филологического общества при Императорском Новороссийском университете» за 1892) и Б. Панченко («Византийский Временник», 2, 1895).

 

Русские переводы Прокопия

Прокопий Кесарийский. «История войн римлян с персами, вандалами и готами». Перевод С. Дестуниса. Кн. 1, 2. СПб., 1876-80.

Прокопий. «Тайная история». Перевод С. П. Кондратьева. Вестник древней истории, 1938. № 4.

Прокопий. «О постройках». Перевод С. П. Кондратьева. Вестник древней истории, 1939. № 4.

Прокопий. «Война с готами». Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950.

Прокопий Кесарийский. «Война с персами. Война с вандалами. Тайная история». Перевод и комментарии А. А. Чекаловой. Серия «Памятники исторической мысли». М., 1993.