(Статья может использоваться для преподавания ученикам 5 класса.)
Сегодня мы можем судить о древнекитайских мифах лишь по тем следам, которые сохранились в более поздних памятниках, преимущественно с VI в. до н. э. По своему содержанию эти мифы подразделяются на несколько групп, или циклов.
Среди космогонических мифов о возникновении природы и человека из состояния первоначального хаоса, представлены две основные концепции – деление и превращение. Согласно первой из них, неодушевленные вещи и живые существа возникали в результате деления хаоса на два первоэлемента – светлое (мужское) начало ян и темное (женское) начало инь. Вторая концепция предполагает возникновение всего сущего в результате трансформации. Так, человек был создан из глины богиней Нюй Ва, либо сама Нюй Ва превратилась в предметы и существа, наполняющие мир.
Лампа с изображением мифической Царицы-Матери Западного Рая (богини Си-ван-му). I-II вв. н. э.
У древних китайцев было много мифов о стихийных бедствиях (наводнениях и засухах) и героях, спасших от них людей. В некоторых мифах наводнение предстает как некое первоначальное состояние, в других наводнение послано Небом в наказание людям. Засуха оказывается результатом появления одновременно десяти солнц, испепелявших посевы и угрожавших гибелью людям. От наводнения людей спас Великий Юй, от засухи – Стрелок И, сбивший из лука все лишние солнца.
Мифы о древнейших героях отражают стремление древних китайцев найти «авторов» важнейших технических достижений глубокой древности. Среди них те, кто научил людей добывать огонь путем трения; впервые построил шалаш из веток; изобрел способы охоты и рыбной ловли; изготовил первые земледельческие орудия и научил людей употреблять в пищу хлебные злаки; открыл способ варить зерно на пару и т. д. Многие из этих культурных героев изображались древними китайцами в виде полулюдей-полуживотных: с телом змеи, с головой быка и пр., что несомненно является отражением тотемистических представлений.
Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках. Все они появились на свет в результате непорочного зачатия – прародительница иньцев случайно проглотила яйцо священной Пурпурной Птицы, мать первого чжоусца наступила на след Великана и т. д. Эти детали мифов о первопредках тесно связаны с тем, что некогда «люди знали лишь мать и не знали отца» – пережиточное отражение в сознании людей первоначального матриархата.
Представления иньцев о потустороннем мире были отражением правопорядка, существовавшего на земле. Подобно тому как в Поднебесной верховная власть принадлежит государю-вану, полагали иньцы, так на небе все и вся подчиняется Верховному божеству (Ди). Ди всемогущ – это он оказывает людям благодеяния или карает их несчастьем, он дарует им урожай, посылает засуху, от него зависит дождь и ветер. Ближайшее окружение Ди составляют усопшие предки вана, являющиеся его «слугами». Предки вана выполняют различные поручения Ди, они же передают ему просьбы вана о ниспослании благоволения и помощи. Принося жертвы своим предкам, ван мог умилостивить их и благодаря этому заручиться поддержкой Верховного божества. Функции вана как верховного жреца как раз и заключались в том, что он мог осуществлять общение со своими предками – посредниками между мирами людей и богов.
Позднее в сознании древних китайцев происходил постепенный процесс отделения мира предков от мира богов, что привело к обособлению культа предков от культа Верховного божества. Функции посредника перешли к жрецу или жрице, способным общаться с духами и богами.
Возникновение и распространение учения Конфуция способствовало, с одной стороны, усилению культа предков, с другой – трансформации представлений о Ди в культ Неба.
В ханьское время развиваются народные верования, обнаруживающие значительную даосскую окраску. Во II – III вв. н. э. в Китай проникает буддизм. По преданию, первые буддийские сутры были привезены в Китай на белой лошади; в память об этом близ Лояна был построен сохранившийся до настоящего времени буддийский «Храм Белой Лошади». Перевод сутр на китайский язык и широкое распространение буддизма в Китае относятся уже к IV – VI вв.
(См. также статью Культура Древнего Китая.)