Самнитские народы

 

Весь горный хребет Апеннин, от границ Этрурии до самой южной оконечности Италии, и некоторые из прилегающих к нему местностей, были населены несколькими незначительными народами. Большая часть из них принадлежала, по всей вероятности, к одному и тому же племени, и потому их всех часто называют самнитами, по имени наиболее известного из них народа. К ним относятся: самниты, сабиняне, вестины, марсы, марруцины, пелигны, герники, френтаны, гирпины и пиценты. К самнитским народам принадлежат также луканы; бруттийцы же, занявшие в четвертом веке до нашей эры южную оконечность Италии, образовались из поселившихся там беглых наемников и рабов разного происхождения. Народ, населявший Кампанию на время существования Рима, произошел от смешения древнейших обитателей этой страны, авзонов и осков, с самнитами, отнявшими Кампанию у этрусков.

Древняя Италия

Самнитские народы на карте Древней Италии

 

Первыми родоначальниками самнитов, первобытную родину которых нужно искать в диких Абруцских горах, был один воинственный горный народ. Потомки этого народа долгое время сохраняли основные черты своего национального характера, хотя часть его, со времени завоевания Камнании, начала уже терять простые нравы своих предков. Пиценты и смешанное население Кампании рано впали в изнеженность, а луканы сделались совершенно разбойничьим племенем. Самниты, сабины, марсы, марруцины и пелигны никогда не теряли своей воинственности и любви к свободе, сохранив в продолжение всей римской истории эти особенности самнитского характера. Из самнитских народов сабины долее всех сохраняли древнюю простоту нравов в первоначальной её чистоте и строгости.

Государственные учреждения, нравы и весь быт самнитских народов заслуживают истинного удивления. Еще древние греки воздавали им должную хвалу и, видя сходство самнитского быта с дорическиими учреждениями и главнейшими положениями системы пифагорейцев, предполагали между ними существование внутренней связи и единства происхождения. Все учреждения самнитов основывались, как у этрусков, на преобладании аристократии и жрецов; но самнитская аристократия не была окружена толпами крепостных, а богослужение, не завися нисколько от произвола жреческого сословия и содержавшихся в тайне знаний, определялось древними постановлениями и правилами, заключавшимися в особых книгах. Гнет аристократии не мог быть слишком чувствителен еще и потому, что роскошь была совершенно неизвестна самнитам, домашнего рабства между ними почти не существовало, а взаимные нужды тесно соединяли их друг с другом.

Самнитские воины

Самнитские воины

 

Главными занятиями самнитов были земледелие и скотоводство. В связи с ними, как и у латинов, находилась религия и национальные праздники, самыми знаменитыми из которых были происходившие в Курах (Cures). Особые жрецы, называвшиеся братством земледелия (fratres arvales), кроме исполнения своих жреческих обязанностей, занимались земледелием, не только как предметом, относящимся к религии, но и в научном отношении. Все религиозные церемонии и народные празднества самнитов имели целью поддерживать правительственный надзор над возделыванием почвы, и сознанием религиозных обязанностей возбуждать деятельность земледельца и охранять древнюю простоту нравов. Весь народ, не исключая и самых знатных, возделывал землю своими руками, и потому земледелие достигло у самнитов такой же высокой степени совершенства, как и у латинов. Замечательно, что сельское хозяйство, составлявшее вместе с юриспруденциею чисто национальную науку итальянцев, еще в самой глубокой древности было одним из главнейших занятий жителей Италии. Римляне утверждали даже, что виноделие возникло впервые у одного из самнитских народов – сабинян. Скотоводство также было доведено самнитами до высокой степени совершенства и держалось на этой высоте в продолжение всей древней истории, так что и позднейший Рим выписывал рогатый скот, мулов и свиней преимущественно из самнитских гор. Земледелие было у самнитов общим ремеслом всего народа, и потому в стране их почти не встречалось городов; население сосредоточивалось в многочисленных деревнях, а немногие города, построенные в самых неприступных местностях, служили только убежищами на случай неприятельских вторжений. Трудолюбивые самниты не оставили невозделанным ни одного клочка земли в своей гористой стране. Все пространство горы Матезе (Monte Matese), – теперь большую часть года покрытое снегом и остающееся необработанным со времени самнитов, благодаря трудолюбию этого счастливого и окрепшего в трудах народа, – было обращено в пашни или искусственные луга и питало чрезвычайно густое население. Эти успехи экономического развития легко объясняются простотою нравов и умеренностью самнитов, их врожденною любовью к труду и внутреннею связью земледелия со всеми учреждениями и национальным бытом. Даже горные леса находились под надзором общественных властей, так как самнитам было известно их влияние на климат. Гористая и превосходно возделанная область самнитов, лежавшая под ясным небом Италии, соединяла в себе все преимущества самых богатых дарами природы стран; неудивительно, что Самниум был населен чрезвычайно густо, тем более, что, по самнитским законам невозделанная земля часто распределялась между жителями для обработки. Чрезмерного увеличения населения не могло быть благодаря одному древнему священному обычаю. Когда следовало опасаться излишка его, назначалось празднование так называемой священной весны, состоявшее в торжественном обете принести через двадцать лет в жертву или выпустить на волю весь родившийся в этот год скот и выслать на поселение в отдаленные земли всех молодых людей, которые достигнут к тому времени двадцатилетнего возраста. Так же странны, но в то же время мудры были у самнитов постановления относительно браков, заключавшихся под надзором общественных властей. В известные времена собирали всех самнитских юношей, подвергали их тщательному испытанию, и тем, которые были найдены лучшими, предоставлялся свободный выбор невест; остальным жены назначались общественною властью. Таким образом, брак у самнитов служил средством поощрения юношей к деятельности, а с другой стороны, все молодые люди получали жен, которые должны были помогать им в земледельческих работах и управлять их домашним хозяйством.

О произведениях искусств простого и действительно свободного народа самнитов почти ничего не говорится у древних писателей, и на всем пространстве его родины не встречается ни одних развалин колоссальных построек, вроде оставленных этрусками. Зато впоследствии строгие нравы и дух умеренности самнитов вызвали особое направление позднейшей римской литературы. У греков, в особенности в городах дорического племени или имевших учреждения, основанные на учении Пифагора, правила общественной жизни и описания простых нравов предков передавались юношеству в стихах. Точно так же и от самнитов перешел к римлянам кодекс строгой житейской морали, развившийся у последних в особый род поэзии. Древние самниты, преимущественно храбрые сабины, войдя в тесное соединение с римлянами, своими чистыми нравами, нравственностью, религиозностью и справедливостью доставили последним уважение и могущественное влияние между прочими народами Италии. Даже для римлян позднейшей эпохи, бывших отчасти их потомками, они служили образцами простоты и честности, так что выражение «сабинская добродетель» вошло даже в пословицу и очень часто упоминается у римских поэтов.

Между самнитскими общинами или кантонами также существовала федеративная связь, в некоторых отношениях довольно похожая на ту, которую мы видели у латинов и этрусков; но связь эта никогда не была так слаба, как у двух последних племен. Отдельные народы, на которые распадалось племя самнитов, почти совершенно не были соединены друг с другом; общины каждого народа составляли между собою особые союзы, только изредка принимая в них других своих одноплеменников. Но и в этом состоянии раздробленности вполне выказывалась энергия самнитов и прочность уз, соединявших отдельных членов каждого народа. Несмотря на свое разъединение, самнитские народы всегда оказывали страшное сопротивление своим внешним врагам.

 

О войнах самнитов с Римом за господство над Италией читайте статьи Первая Самнитская война, Вторая Самнитская война и Третья Самнитская война

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.