Среди литературных жанров Эллады в V в. до н. э. наивысшего развития достигает древнегреческая драма, подготовленная предшествующим ей развитием эпоса и лирики. Греческая драматургия есть в известном смысле синтез элементов эпических, лирических и собственно драматических, сопряженных с действием; последние в немалой степени разработаны были уже в гомеровских поэмах, в многочисленных сценах споров между богами и героями.
До нас дошли произведения трех видов древнегреческой драмы аттического периода: трагедии, драмы сатиров и комедии. Все они по своей структуре, художественным особенностям, а иногда и по содержанию свидетельствуют о былой связи с обрядовыми играми, к которым они восходят.
Все народы мира на первобытных стадиях своего развития в той или иной степени верят, что подражательные мимические действия могут вызвать на самом деле вызвать события, которые они представляют. Почти у всех народов существовали обрядовые игры, содержащие эти подражательные действия. Особенно характерны такого рода обряды для земледельческого населения, которое, стремясь обеспечить хороший урожай или плодородие скота, прибегают к разыгрыванию мимических сцен, к пению, пляскам, имеющим целью магическое воздействие на природу. Это и есть зачатки древней драмы.
Люди верят в магический эффект подражания, переодевания: надевая маску медведя, человек приобретает свойства медведя, и т. п. Поэтому в обрядах такого рода имеет место ряженье, маски различных животных, подражание поведению этих животных, разыгрывание целых обрядовых драм. В Древней Греции, например, во время праздников богини плодородия Деметры разыгрывались драматические сцены похищения ее дочери Персефоны богом подземного царства, поиски ее Деметрой и возвращение Персефоны на землю.
В VII–VI вв. до н. э. в Древней Греции широко распространился культ Диониса, бога производительных сил природы, плодородия, вина и опьянения. Культ Диониса был богат обрядами карнавального типа, разыгрыванием сцен умирания и воскресения божества (соответственно процессам созревания винограда, сбора его, выдавливания сока для приготовления вина и нового созревания). Дионису был посвящен ряд празднеств; с ними связано возникновение всех жанров древнегреческой драмы, в основу которой легли, таким образом, обрядовые магические игры.
Театр Диониса в Афинах в римское время
У нас нет прямых источников, из которых мы могли бы извлечь достоверные сведения о возникновении и развитии в Древней Греции драматических жанров и постановок в их последовательности; мы вынуждены реконструировать этот процесс на основании схемы Аристотеля, свидетельства Геродота и скупых намеков других античных авторов.
В культе Диониса большую роль играл дифирамб — торжественная хоровая песня в честь бога. По словам Аристотеля, — свидетельства которого о возникновении древнегреческой драмы особенно ценны, — трагедия ведет свое начало от тех, кто давал зачин дифирамбу – от так называемых эксархонтов. Дифирамб долго сохранялся и в роли самостоятельного жанра хоровой поэзии; его литературными образцами были дифирамбы Вакхилида. Фрагмент вакхилидовского дифирамба «Тесей» проливает некоторый свет на предысторию древнегреческой трагедии. Это песенный диалог между афинским царем Эгеем и афинскими старейшинами. Хор старейшин спрашивает царя, зачем он вызвал их. Царь отвечает, что он получил известие о приходе могучего богатыря. Старейшины просят рассказать, кто этот герой и откуда он прибыл. Эгей отвечает. Несмотря на диалогическое построение дифирамба (строфа — вопрос хора, антистрофа — ответ Эгея), он всецело повествователен, и рассказ о подвигах пока еще заменяет их драматическое изображение. Дифирамб Вакхилида позволяет установить связь хоровой лирики и драмы.
Постановка драм на праздниках, посвященных Дионису, приобрела официальный характер в конце VI в. до н. э., в эпоху тирании.
Древнегреческая тирания возникла в борьбе народа против власти родовой знати, и тираны, управляя государством, естественно, опирались на ремесленников, торговцев и земледельцев. Желая обеспечить поддержку своей власти народом, тираны поощряли культ Диониса, популярного у земледельцев не только как бога плодородия, ибо опьянение дает освобождение от забот, забвение жизненных тягот. При афинском тиране Писистрате культ Диониса стал государственным; был учрежден праздник «Великие Дионисии», приуроченный к началу весны и открытию навигации (примерно в марте-апреле). Праздник продолжался 6 дней, из которых последние три были отведены для драматических игр.
Постановка трагедий была введена в Афинах с 534 года – года учреждения Великих Дионисий, значительно позже (около 433 г.) трагедии стали ставиться и во время Леней – более древнего праздника (в январе-феврале), на которых около 488 г. начали разыгрываться комедии.
Первый шаг в развитии трагедии как вида драмы, однако, был сделан не в Афинах, а в Коринфе. Тиран этого города Периандр вызвал с о. Лесбос известного певца Ариона, который по его просьбе создал новое художественное зрелище на основе дифирамба (гимна Дионису). Это было какое-то действие с ряжеными-сатирами, мифическими спутниками Диониса, олицетворяющими производительные силы природы.
Древнегреческий театр в городе Таормина, Сицилия
Ариона древние греки считали создателем дифирамба и «изобретателем» трагического жанра. Древнегреческая драматическая традиция связывала дифирамб с трагедией, т. е. подчеркивала песенное начало трагедии, следы которого сохранились даже в самом термине; слово «трагедия» дословно означает «песня козлов». Козловидные демоны плодородия, которых греки называли сатирами, почитались вместе с Дионисом и составляли его свиту. Исполнители дифирамба изображали сатиров. Они надевали козлиные шкуры, лица закрывали масками и пели шутливые песни, сопровождая их плясками. О своем умении начать дифирамб рассказывает знаменитый древнегреческий поэт Архилох: «как умею начать я прекрасную песню владыки Диониса, дифирамб, когда молниеносным ударом в рассудок поражает меня вино». В одной из древних биографий Архилоха идет речь о каком-то драматургическом нововведении поэта, изменившего привычную песню Диониса, о негодовании его сограждан, наказанных богом и вынужденных признать свою вину перед Архилохом. Неизвестно, в чем состояла драматическая реформа Архилоха, изменившего ионийский дифирамб, но особенность дорийского дифирамба, изобретенного, согласно легенде, Арионом в Коринфе, заключалась в появлении актеров — людей, ряженных сатирами, которые и начали вести диалог.
Второй важнейший шаг в развитии древнегреческой драмы был сделан там же, на Пелопоннесе, тираном города Сикиона Клисфеном, учредившим культ Диониса в своем городе взамен местного аристократического культа героя Адраста. Предполагается, что во время праздников Диониса в Сикионе тоже выступал хор сатиров, но содержание песен не было связано с мифом о Дионисе: они носили насмешливый характер и призваны были осмеивать Адраста и других аристократических героев, культ которых был здесь насильственно вытеснен культом Диониса.
После свержения в Сикионе тирании сатировские зрелища прекратились, и их организатор поэт Пратин приехал в Афины, где в то время установились демократические порядки. В Афинах Пратину была предоставлена возможность ставить веселые «сатировские драмы», которые с тех пор стали разыгрываться в афинском театре после трагедий. Сатировские драмы в Древней Греции называли «веселыми трагедиями». Подобно трагедии, этот вид драмы имел мифологический сюжет, но, как правило, со сказочными мотивами и персонажами, и хор обязательно состоял из сатиров, падких до вина и всякого рода чувственных удовольствий. Они затевали плутни и любовные приключения, исполняли разнузданные танцы. Силен изображался обычно как их предводитель.
Сохранившие свой дионисийский характер сатировские драмы ставились в Древней Греции, с одной стороны, чтобы воздать должное богу, в честь которого происходили представления, с другой – чтобы рассеять возникающее после трагического зрелища мрачное настроение, не соответствующее характеру празднества Диониса, на котором после плача должны были воцаряться смех, разгульное веселье.
Со времени установления демократии в Афинах драматургические зрелища приобрели новый характер: трагедии должны были иметь серьезное содержание, они превращались из обрядово-развлекательного действия в народную трибуну. Трагические поэты черпали теперь сюжеты своих драм из разных мифов, внося в них актуальную для своего времени проблематику.
Развалины театра Диониса в Афинах в настоящее время
Учреждённые Писистратом (534 г. до Р. Х.) афинские Великие Дионисии в V веке справлялись с большой пышностью шесть дней. Этот весенний древнегреческий праздник знаменовал собой возрождение и обновление природы. Диониса, возвращающегося к своим избранникам, представлял его жрец, облаченный в одежды бога, впоследствии одежды трагического актера; он под всеобщее ликование въезжал в город, сопровождаемый хорами ряженых и увенчанных людей. Затем происходило ритуальное «очищение общины от годовой скверны», после чего из храма Диониса в театр переносили древнее изображение бога. После этого начинались драматические представления. Два следующих дня состязались дифирамбические хоры. На четвертый день начинался драматический агон, т. е. театральные представления, проходившие в форме состязания. Первым на первых Великих Дионисиях при Писистрате познакомил афинян с новым видом зрелищ полулегендарный Феспид, после чего новый драматический жанр продолжил развитие. Драматические состязания в Древних Афинах продолжались три дня с восхода до заката солнца. Состязались три трагедийных поэта (каждый из них представлял одну тетралогию — три трагедии и одну сатировскую драму) и три комедийных поэта (предлагавших по одной комедии каждый).
На шестой день праздника, вечером, после окончания представления глашатай объявлял решение жюри. Десять судей, избранных по жребию от десяти округов Аттики, присуждали награды авторам, хорегам (людям, бравшим на себя расходы по постановке драм) и протагонистам (исполнителям главных ролей). На решение жюри влияло содержание драмы, ее исполнение и оформление. Все участники драматического состязания получали призы, но победителями считались только те, которые удостаивались первого приза, третий приз был равнозначен провалу. Постановление судейской коллегии (дидаскалия) высекалось на каменных или бронзовых досках и выставлялось в театре или вблизи него.