Содержание:
Биография и сочинения Теофраста
На самом деле его имя Тиртам. Теофраст – прозвище, данное Тиртаму Аристотелем, что означает «Богоречивый». Вот что известно о биографии Теофраста. Он родился на острове Лесбосе в городе Эресе. Тиртам – сын ремесленника-сукновала. Когда на его родине оказался один из учеников Платона, некий Алкипп, то он привлек внимание Тиртама к философии. Тиртам отправился в Афины, где стал слушателем Платона и Аристотеля еще в платоновской Академии. Теофраст был всего на 12 лет моложе Аристотеля. Вместе с ним он покинул Академию и Афины. Видимо, он повез Аристотеля в Малую Азию. После трехлетнего пребывания в Ассосе Аристотель оказался на родине Теофраста – острове Лесбосе... Теофраст повсюду сопровождал Аристотеля, был его преданным другом. Неудивительно, что когда Аристотель второй раз и уже навсегда покидал Афины, то он передал управление Ликеем Теофрасту. Теофраст пережил Аристотеля на 35 лет, в течение которых он бессменно руководил Ликеем. Годы жизни Теофраста 372 – 287 до н. э., годы схолархата 323 – 287 до н. э.
Теофраст (Феофраст). Античный бюст
Теофраст полностью разделял нелегкую судьбу Ликея. Он целиком посвятил себя наукам и философии. У него не было ни жены, ни детей. Теофраст считал, что женитьба – помеха в биографии философа, ведь (передает слова Теофраста Иероним) «невозможно в равной мере служить и книгам, и жене». Согласно Диогену Лаэртскому, Теофраст был «человеком отменной разумности и трудолюбия». Любимые слова Теофраста: «Самая дорогая трата – это время». Умирая, Теофраст сетовал на то, что мы умираем, едва начав жить. В «Тускуланских беседах» Цицерона Теофраст жалуется на несправедливость природы, которая оленям и воронам даровала долгую жизнь, хотя она им не к чему, а человеку, столь нуждающемуся в долгой жизни, – краткую.
Теофраст много работал и за свою все же сравнительно долгую жизнь создал сложное учение и немалое количество трудов по самым различным отраслям знания: логике и математике, физике и астрономии, биологии и медицине, психологии и этике, педагогике и эстетике, риторике и политике, а также философии. Главное философское сочинение, излагающее учение Теофраста, было впоследствии названо так же, как и главное философское сочинение Аристотеля, – «Метафизика». Теофрасту принадлежит первая проблемно-систематическая история философии – «Мнения физиков». Есть у него и философско-полемические произведения, например «Против академиков». Сохраняя преобразовательные политические амбиции философов, Теофраст пишет «О наилучшем государственном устройстве». Вместе с тем Теофрасту принадлежат такие специально-научные произведения на узкие темы, как, например, «Об истории; растений», «О причинах растений», благодаря которым этот перипатетик прослыл «отцом ботаники»; «Об огне», «О пьянстве», «О соли, молоке и квасцах», «О пословицах» и многие другие, а также сохранившиеся «Этические характеры». Теофраста интересовали религия, ее история и сущность. Плодами этого интереса были несохранившиеся труды его: «О богах», «Об истории богов» и др.
Аристотель и его ученики. Слева - Александр Македонский и Деметрий Фалерский, справа - Теофраст и Стратон. Авторы фрески - Э. Лебедицкий и К. Раль
От «Метафизики» дошли лишь фрагменты, только частично сохранились «Мнения физиков», сохранился вышеназванный трактат «Об огне». Большинство же сочинений Теофраста кануло в Лету, в том числе и такое многоплановое сочинение, как «Вопросы политические, этические и физические», «Физика» в восьми книгах и логические труды: «Аналитика первая», «Аналитика вторая», «Топика».
И здесь скрывается некая тайна. Как известно, все свои сочинения совокупно с сочинениями Аристотеля Теофраст завещал Нелею. И те, и другие сочинения постигла одна участь – они исчезли и появились на свет только через два века после смерти Теофраста, когда богатый офицер Митридата Апелликон приобрел их у потомков Нелея. Затем они оказались в Афинах. За два века сочинения Аристотеля и Теофраста, видимо, порядком перемешались, и вряд ли римские издатели могли разобраться, где кончается Аристотель и начинается Теофраст (например, и «Физика» Аристотеля, и «Физика» Теофраста состоят из восьми книг).
Эмпиризм Теофраста
Мы имеем лишь разрозненные сведения о различных сторонах философских и научных взглядов Теофраста. В соответствии с конкретно-научной направленностью послеаристотелевского Ликея и со своими интересами Теофраст развивал, по-видимому, эмпирическую тенденцию гносеологии Аристотеля и не поддерживал рационалистическую тенденцию своего учителя, который, как известно, выводил начала познания и знания из разумной души. Теофраст же считал, что показания органов чувств, опыт – единственный источник знания, в том числе и знания начал. Иначе Теофраст не сказал бы в своей «Метафизике», что «ведь чувство и различия созерцает, и начала исследует» (VIII, 19). В сохранившихся сочинениях по ботанике ученый говорит, что научные теории должны опираться на эмпирическую основу (см. «О причинах растений» I 1,1 и II 3,5), что эмпирические факты не должны насильственно подгоняться под теорию (см. «Об истории растений» I 3,5).
Представление о Теофрасте как эмпирике и сенсуалисте прочно утвердилось в позднейшей античной философской традиции, иначе Климент Александрийский не написал бы, что «Теофраст говорит, что началом доказательств является чувство».
В истории науки Теофраст считается создателем метода наблюдения за явлениями природы. Научные трактаты Теофраста на специальные темы содержат в себе некоторые тонкие наблюдения.
В сочинениях по ботанике Теофраст описал 550 видов растений. Растения для Теофраста – живые существа, нуждающиеся для своей жизнедеятельности во влаге и теплоте. Говоря о «причинах растений», Теофраст на первое место ставит такие причины, как влияние среды и наследственность. Были у Теофраста и точные биологические наблюдения. Например, он говорил об изменении цвета животных вследствие их адаптации к окружающей фоновой среде.
В трактате «Об огне» Теофраст впервые в истории философии перестает считать огонь такой же стихией, таким же элементом, как земля, вода и воздух. Он обращает внимание на то, что огонь самостоятельно не существует. Для своего существования он нуждается в горючем веществе. Таким образом, Теофраст делает шаг в сторону научного понимания природы огня. Путь к такому пониманию был долог. Ведь только в XVIII в. французский физик Лавуазье научно объяснил огонь как процесс окисления с выделением теплоты и света.
В сочинении «Характеры» Теофраст, проявив себя и на этот раз тонким наблюдателем, описал тридцать типов людей, у которых преобладает какая-либо одна резко отрицательная черта характера: подлость, бесстыдство, бессовестность, льстивость, крохоборство, болтливость, угодливость и даже ироничность, которую древнегреческий ученый также считал отрицательной чертой характера. Комедиограф Менандр – ученик Теофраста. В своих (дошедших до нас лишь в отрывках) комедиях Менандр выводил эти типы в живых персонажах.
В теории нравственности Теофраст, не отрицая важности для счастья благоприятных обстоятельств обыденной жизни и отвергая аскетизм, видел высшую цель жизни в служении благу.
Физика Теофраста
Как физик, Теофраст расходился с Аристотелем в таких проблемах, как проблемы места и пустоты, проблемы движения и времени.
Теофраст не согласен с аристотелевским определением места как границы объемлющего тела. Давая такое определение места, Аристотель хотел избежать известного парадокса, согласно которому место движется вместе с движущимся телом, а, следовательно, должно быть место места, которое, однако, также движется с местом движущегося тела, – и так до бесконечности. Ведь всякое перемещение должно происходить в каком-то месте. Теофраст обращает внимание на то, что Аристотелю лишь казалось, что его определение места как границы объемлющего тела решает вышеуказанный парадокс. И при таком определении места получается, что место тела движется вместе с этим телом, потому что эта граница, даже если движущееся тело не изменяет свою форму, перемещается в пространстве вместе с телом, когда оно движется. Во-вторых, определение места как границы объемлющего тела порождает новый парадокс: получается, что мир в целом, поскольку его ничего не объемлет, ибо если бы мир был чем-то объят, то он не был бы миром в целом, нигде не находится, не имеет своего места. Теофраст не ограничивается критикой аристотелевского понимания места. Он дает свое определение места. Согласно Теофрасту, место – это то, что определяется взаимоотношениями и взаиморасположениями тел.
В учении о движении Теофраст также существенно расходился со своим учителем. Он расширил число видов движения. Аристотель думал, что движение существует лишь в том, что подпадает под такие категории, как «сущность», «качество», «количество» и «место». В первом случае происходит возникновение и уничтожение (переставая существовать, тело утрачивает свою сущность, форму; возникая, тело приобретает свою сущность, форму), в других случаях мы имеем соответственно качественное и количественное изменения и перемещение. Теофраст же думал, что можно говорить о движении в аспектах всех категорий, например в категории отношения – ведь отношения не вечны: со смертью сына перестает существовать и отцовство: отец перестает быть отцом (если сын, конечно, был единственным). Говоря о качественном движении, Теофраст обращает внимание на то, что оно может быть не только постепенным, непрерывным, но и прерывным, скачкообразным. Например, белое может сразу, минуя промежуточные состояния, стать черным.
Философия Теофраста
В области «первой философии» Теофраст в общем принимал учение Аристотеля. Правда, наши знания в этой части учения Теофраста ограничены тем, что до нас дошли лишь отрывки из его сочинения, посвященного «первой философии». (Это сочинение Теофраста, как и соответствующее сочинение Аристотеля, было позднее, в I в. до н. э., названо «Метафизикой».) В сохранившемся отрывке из «Метафизики» Теофраста ставится ряд проблем, апорий (этот отрывок похож на третью книгу аристотелевской «Метафизики», в которой поднято 14 апорий). Но проблемы Теофраста иные, чем проблемы Аристотеля. Проблемы Теофраста – это не столько проблемы в понимании мироздания, сколько проблемы в понимании учения Аристотеля. Таким образом, проблемы Теофраста вторичны. Теофраст думает о мире, но он думает о мире через Аристотеля, отмечая слабые и неясные моменты в его учении.
Теофраст поднимает проблему целесообразности и случайности. Все ли из того, что существует, существует ради чего-либо или же что-то возникает и существует случайно? Теофраст ограничивает сферу телеологии, лишает ее абсолютности. В неживой и даже в живой природе многое случайно, иначе нельзя было бы объяснить отсутствие в жизни гармонии, когда случайность властно вторгается в жизнь и нарушает ее целесообразность. Но все же Теофраст не отказывается целиком от телеологических объяснений. Телеологический метод объяснения Теофраст использует в своей ботанике. И он прав. В растении, как и во всяком живом целостном организме, каждая его органическая часть существует ради чего-то. Корни существуют, чтобы удерживать растение в антиэнтропном вертикальном положении, для питания растения водой и солями, листья – для усвоения солнечной энергии и т. д. А все вместе существует для целого, для жизни растения.
Теофраст, далее, обратил внимание и на сомнительность учения Аристотеля о перводвигателе – действительно самого слабого, надуманного, идеалистического момента в аристотелевском мировоззрении. Правда, критика Теофрастом учения Аристотеля о неподвижном перводвигателе носит внутренний характер. Теофраст не отрицает само это учение. Он лишь замечает его внутренние дефекты. Его апория на этот счет такова: сколько существует перводвигателей – один или несколько? Если перводвигатель один, то почему не все небесные сферы движутся одним одинаковым движением? Если каждая сфера имеет свой перводвигатель, то как объяснить согласие в движении сфер? Теофраст не смог подняться над космологией своего учителя. Истинное строение космоса осталось для него неведомым. Но таковым оно было и для других философов и ученых как древнего, так и средневекового времени. В целом Теофраст принимал аристотелевское учение о боге как об объективном, само себя мыслящем мышлении. Он отстаивал учение Аристотеля о вечности мира во времени против стоика Зенона, учившего о периодической гибели космоса во вселенском пожаре.
Атеизм Теофраста
Теофраст отрицательно относился к религии. Особенно он осуждал религиозное приношение в качестве жертвы богам животных. Теофраст обращал внимание людей на сходство животных и человека. Известно, что в первобытные времена существовал обычай приносить в жертву богам людей, детей, особенно первенцев. В «Библии» описывается, как Авраам хотел принести в жертву богу своего сына Исаака, но в последний момент ангел остановил Авраама. Агамемнон готов был принести в жертву богам, не дававшим попутного ветра, свою дочь Ифигению. Однако в последний момент боги подменили девочку ланью. Это знаменовало решительное изменение в мифологическом мировоззрении и в вытекающей из него практики. Однако Теофраст счел жестокостью принесение в жертву богам и животных. Все живое родственно.
Жертвоприношение Ифигении в Авлиде. Фреска из Помпей
Логика Теофраста
От комментатора Александра Афродисийского и от Филопона мы узнаем и о Теофрастовых новациях в логике. Согласно Филопону, Теофраст и другой перипатетик его времени – историк науки Евдем ввели учение о гипотетических и разделительных силлогизамах. Александр Афродисийский говорит и о других логических новациях Теофраста: он превратил аристотелево непрямое доказательство всеобщих отрицательных суждений в прямое; в отличие от Аристотеля утверждал, что всеобщие отрицательные суждения возможности обратимы; дополнил четыре модуса первой фигуры силлогизма пятью новыми; установил, что если посылки имеют разную модальность, то вывод должен следовать по слабейшей посылке.