Термин стасим (ударение на первом слоге) происходит от древнегреческого слова «стоячий», «неподвижный». В античном театре так называлась песня, исполняемая хором не в движении (не во время выхода или входа), а в центральной части пьесы, когда хор находился в орхестре.
Аристотель в трактате «Поэтика» перечисляет три жанра песен хора в театре: парод, стасим и коммос. Парод и стасим равно присутствовали как в трагедии, так и в комедии. Сразу после свободного от музыкального сопровождения пролога древнегреческой драмы на скену из-за кулис через особые проходы выходил хор. Во время этого своего движения он исполнял парод, при помощи которого зрители получали некоторые намёки относительно дальнейшего хода сюжета и настраивались на соответствующее ему настроение. Проследовав на орхестру, хор затем неподвижно стоял на ней. В таком «стоячем» положении он позже и пел стасим.
План греческого театра
Музыкальный характер стасима понятен плохо. Из указания Аристотеля об отсутствии в поэтических размерах стасима анапеста и трохея, следует, что в музыке этого хорового жанра не могли применяться «маршевые» метры – те, что использовались во время движения. Вероятнее всего, стасим, как и парод, являлся монодией (близким к одноголосию пением в унисон).