Начало древнего Рима

Начало древнего города Рима и первый период после его основания известны лишь по наивным и фантастическим сказаниям потомках легендарного Энея, из которых новейшая историография, путем критического анализа, извлекла немногие достоверные сведения. Важное стратегическое и выгодное торговое положение Тибра, служившего в Древней Италии пограничной линией между этрусками и латинами и ближе к устью представлявшая все удобства для складочного пункта как пограничной, так и морской торговли, рано побудили латино-сабельское население его левого берега приобрести городскую оседлость. Первыми её центрами, давшими начало Риму, были Палатинский и Квиринальский холмы. Три местные общины, или mpuбы группировавшиеся вокруг Палатинского холма (латинские рамны и луцеры, и сабинские тиции), с течением времени слились друг с другом, позже приняли в свой состав квиринальскую общину. Путем этого двойного объединения возник названный именем рамнов, в его позднейшем звуковом изменении (Ramnes – Romani), римский народ и город Рим, основание которого предание относит к 753 г. до Р. X.

Волчица Ромула и Рема

Волчица, кормящая основателей Рима, Ромула и Рема

 

С этого времени до учреждения республики в 510 г. до Р. X. римская городская община состояла под управлением царей, которых предание насчитывает семь: Ромул, легендарный основатель города, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Гражданская община царского Рима в начале его истории состояла первоначально только из патрициев, т. е. полноправных граждан, составлявших коренное население города; в зависимости от них стояли фактически пользовавшиеся гражданскими правами, но политически бесправные клиенты.

Государственный строй первоначального Рима был проникнут идеей строгого единства и самодержавия общины, политическими органами которой, устанавливавшими и охранявшими законный порядок, служили патрицианские собрания по родам (куриатные комиции) и совет родовых старейшин (сенат), а пожизненно избранным главою являлся в начале римской истории царь, полновластный правитель общины, верховный жрец, вождь и судья. Такое строгое единство и прочность общины, наряду с вышеуказанными преимуществами географического положения Рима, способствовали беспримерно быстрому территориальному росту римской общины. Успешная борьба с латинами, после разрушения Альба-Лонги, привела к установлению основанной на принципе полной равноправности гегемонии Рима над Лациумом, а войны с этрусками, эквами, сабинами, рутулами и вольсками, наполняющие царский период, упрочили внешнее могущество древнего Рима.

Клятва Горациев

Клятва Горациев. Картина Ж.-Л. Давида на тему легенд о борьбе первоначального Рима с Альба-Лонгой. 1784

 

Территориальное расширение отразилось и на гражданском составе общины: наряду с патрициями и клиентами явились плебеи, то есть, переселенные и переселившееся в Рим на жительство граждане покоренных общин, не имевшие политических прав. Антагонизм между патрициями и плебеями, вытекавший из стремления последних выйти из угнетенного экономического и политического положения, начался уже в царскую эпоху. Реформа Сервия Туллия, поставившая политическое влияние в зависимость уже не от принадлежности к патрицианским родам, а от размеров имущества, и открывшая плебеям доступ в народные собрания по центуриям, не была в состоянии устранить этот антагонизм. Открытая борьба между сословиями сдерживалась в начале истории Рима только равномерным давлением царской власти.