Галлия до нашествия варваров была одной из лучших составных частей Римского государства. Галльская префектура (Галлия, Испания, Великобритания) была одною из тех двух главных частей, на которые делилась Западная империя. Её столица, находившаяся сначала в Трире, была перенесена в Арль. Галльский викариат, заключавший в себе собственно так называемую Галлию, разделялся на семнадцать провинций, которые уже были нами перечислены ранее. Южные «семь провинций» (Приморские Альпы, вторая Нарбоннская область, Виеннская область, первая Нарбоннская, Новемпопулания, две Аквитании) составляли нечто вроде отдельного целого или конфедерации.
В городах римской Галлии самой важной должностью была вновь учрежденная должность «защитника гражданства» (defensor сivitatis); в его руках находилась власть и административная и судебная, но его название происходило от того, что он был протектором граждан; он защищал землевладельцев от фиска (королевской казны). Только после его утверждения вступало в силу распределение налогов; он всегда имел доступ к римскому императору. Долго высказывалось мнение, что защитником граждан всегда был епископ; но это не подтверждается никакими официальными документами, и к тому же было бы невозможно, потому что защитники назначались на определенный срок. Однако епископ сделался и по закону и по своему влиянию первым городским сановником; он отчасти пользовался судебною властью, наблюдал за судьями и указывал их начальству на их неправильные решения, участвовал в администрации, в распоряжении городскими доходами, во взыскании налогов, в надзоре за общественными работами и публичными зданиями. Сила вещей брала верх над силой законов; в своих отношениях к варварам епископы везде играли роль городских начальников.
Карта римской Галлии с указанием её главных провинций - Бельгики, Лугдунской Галлии, Нарбонской Галлии и Аквитании
Единственным классом населения, еще сохранявшим некоторое политическое значение, была аристократия. В римской Галлии оно было многочисленно, потому что там было много людей и богатых и даровитых и честолюбивых, которые быстрее других провинциальных жителей достигали государственных должностей и почетных отличий. В литературных произведениях V-гo и VI-го столетий нередко идет речь о сенаторах, которые были из галльских нобилей (аристократов). Эти галльские сенаторы усвоили обычаи древней римской знати; в их домах стояли статуи их предков; в торжественные дни они расставляли эти статуи в «атриуме». Сидоний Аполлинарий подробно описал нравы и представителей этого класса населения, к которому сам принадлежал. Это была землевладельческая аристократия, потому что всякое большое богатство заключалось в земельной собственности. Сенатор, владевший в Галлии большими поместьями, имел несколько вилл, из которых каждая представляла ферму с полями, лугами, виноградниками и лесами. При каждой ферме находилась (instrumentum fundi) группа невольников или рабов, подчиненных особому начальнику (villicus, praepositus); часть поместья отдавалась в аренду колонистам, каждый из которых возделывал отведенный ему участок земли и платил владельцу условленную подать. В летнее время галльский землевладелец переезжал из одной виллы в другую или, вернее, из одного замка в другой, потому что в то время уже началось укрепление вилл; эти жилища были очень роскошны. Землевладелец занимался возделыванием своих полей, охотой, посещением своих соседей, а иногда и литературой. Впоследствии эта аристократия римской Галлии затем вступила в сношения с королями вторгшихся варваров. После падения империи она вместе с епископами стояла во главе галло-римского населения. И разве можно было относиться с пренебрежением к людям вроде, например, того Экдиция, который был достаточно богат для того, чтоб во время голода кормить на свой счет 4000 бедняков, и был достаточно могуществен для того, чтоб набрать в своих поместьях отряд всадников и вести войну с вестготами?
С уровнем умственного и нравственного развития людей этого аристократического класса можно познакомиться в статье Галло-римская цивилизация.
К концу периода Римской империи в галло-римском обществе исчезли последние следы императорской администрации; в нем остались только города (civitas) со своими епископами, осталась организация, во главе которой стояли знатные семейства; остались также школы риторики и правоведения. Все это еще обнаруживало признаки жизненных сил, обладало некоторыми сведениями, имело своих представителей и свою земельную собственность.
Галльская территория, почти совершенно освободившаяся в конце V-го столетия от римского владычества, была разделена между тремя главными племенами, – бургундами, вестготами и франками.