Гай Цецилий Плиний Секунд Младший (ок. 61-113 гг.), усыновленный своим дядей (Плинием Старшим) и имевший в момент его гибели от извержения Везувия 17 лет от роду, учился красноречию у Квинтилиана, завершил свое образование изучением философии, потом посвятил себя государственной службе. Это было при императоре Домициане. Один из коварных доносчиков взвел на Плиния обвинение, подвергавшее жизнь его большой опасности, но убийство Домициана спасло его. Плиний Младший заслужил расположение императора Траяна, который сделал его консулом, а через два года назначил правителем Вифинии. Он был человек с хорошим состоянием, очень образованный, имел благородный характер, оставался чист от господствующих пороков, пользовался своею властью и доверием императора, чтобы приносить обществу пользу, отвращать по возможности зло. Его сострадательность и гуманность распространялись даже на несвободных людей в его имениях; но он далеко уступал своему другу Тациту твердостью характера, любовью к свободе и вообще не имел гражданской доблести старого времени.
«Счастье было очень благосклонно к Гаю Плинию Младшему, – говорит учёный Бернгарди. – Могущественные люди и сам император были расположены к нему; он имел хороших друзей, любил и часто имел возможность оказывать им услуги, был богат, был счастлив и в первом, и во втором браке; жизнь его была спокойная, полная радостей. Словом, он был благородный светский человек, старавшийся жить спокойно; глубоких недугов своего времени он не понимал». Подражая Цицерону, он любил употреблять часы приятного досуга на переписку с друзьями. Деликатный, изящный тон писем Плиния Младшего дает высокое понятие об образованности того времени. Они принадлежат к лучшим памятникам серебряного века римской литературы; но по искусственности и приукрашенности их изящества, по придворному характеру их мыслей, мы видим, что тогда уже миновало время свободной, мужественной умственной деятельности».
Плиний усиленно старается подражать в своих письмах Цицерону. Сравнивая эти подражания с образцами, мы ясно видим, как велика была перемена, созданная в понятиях людей монархическим порядком, при котором один государь повелевает, а все другие подчиняются его распоряжениям. Но тону каждого письма Плиния Младшего уже видно, какое положение в обществе занимает человек, которому он пишет. Условная полировка заменила собою естественность, изящный тон гуманности служит признаком образованности, Плиний и Цицерон сходны только в одном – в тщеславии и в наивном самодовольстве, с каким проявлялось оно у них. Самовосхваление владычествует и портит впечатление, производимое словами Плиния, так что самые прекрасные мысли его писем оставляют нас холодными.
Письма Плиния Младшего собраны им самим. Они разделены на 10 книг. Последнюю книгу составляет его переписка с Траяном. Он посылает отчеты императору, испрашивает его решений; Траян отвечает на вопросы. Эта переписка дает нам ясное понятие о тогдашней администрации римской империи, о полной зависимости всего в государстве от воли всемогущего императора. В других девяти книгах собраны письма Гая Плиния к друзьям. Они дают нам множество сведений о домашней и общественной жизни Рима, о судопроизводстве, управлении, науке. В них много характеристик замечательных людей, много описаний местностей, вилл. Есть рассказы о физических событиях, есть анекдоты из общественной жизни.
Памятник Плинию Младшему на его родине, в итальянском Комо
Автор фото - Wolfgang Sauber
Заботливой отделкой Плиний Младший придал своим письмам очень изящную форму. Многие из них могут называться образцовыми по деликатности и грациозности тона. Часто встречаются превосходные заметки о людях и нравах того времени. Очень многие письма привлекательны выражающимся в них доброжелательством, благородством мыслей, нравственной чистотой, так что автор заслуживает славы одного из самых добрых и благородных людей между древними писателями. Но у Плиния Младшего слишком заметны желание выражаться красиво, любовь к антитезам, которые иногда натянуты, погоня заостроумными, блестящими оборотами слов.
Плиний Младший был знаменит как оратор, но из его речей дошла до нас только одна – «Панегирик» Траяну, который он произнёс в 100 году в сенате для выражения благодарности Траяну за получение консульства, а потом переработал и увеличил в объёме. Это произведение страдает теми же недостатками, как и письма, но еще больше, чем они: искусственность слога, погоня за блестящими оборотами, звонкими выражениями доведена тут до крайности. Кроме того, «Панегирик» растянут риторическим многословием, стремлением к живописности картин и наполнен придворной льстивостью.
В одном из своих писем Плиний Младший говорит, что хотел дать в «Панегирике» руководство государям: «Учить государя, каким он должен быть – задача прекрасная, но трудная, так что браться за нее – дело слишком гордое. Но хвалить превосходного государя и похвалой ему как будто ставить на высоте свет для его преемников, чтобы они шли к этому свету – дело полезное и не гордое». Со времени Плиния панегирики государям вошли в моду. Подражания страдают всеми недостатками образца, не имея его достоинств. Вошло в обычай, что по праздникам обыкновенного календаря и при торжествах по особенным случаям, знаменитый римский оратор или высокий сановник произносил панегирик перед императором, осыпая его всяческой пошлой лестью, какую только возможно выдумать. До нас дошли два таких панегирика. Автор одного, галльский оратор Клавдий Мамертин, восхваляет императоров Максимина и Диоклетиана, а в другом ритор Эвмений – Констанция Хлора. Оба они не знают меры похвалам, сравнивают превозносимых ими государей и с героями и с богами; оба, кажется, считали раболепство самой высшей из всех добродетелей.