Александрийская война (48-47 г. до Р. Х.) была частью гражданской войны Юлия Цезаря против партии сторонников республики.

Убийцы Помпея ждали благодарности от прибывшего в Египет после битвы при Фарсале Цезаря, но первым делом его было наказать их. Он вышел на египетский берег у Александрии с двумя легионами, в которых оставалось только 3.200 человек, и с 800 кельтских и германских всадников. Он приплыл в Египет получить уплату давнего долга, потому что нуждался в деньгах, и решить вопрос о наследстве престола. Египетский престол оспаривала друг у друга дети умершего царя Птолемея Авлета: 13-летний Птолемей Дионис и 17-летняя Клеопатра. Вначале было договорено, что они сочетаются браком другом с другом (хотя и будучи братом и сестрой) и станут управлять страной вместе. Но по совету честолюбивого и алчного евнуха Потина мальчик Птолемей лишил Клеопатру права на участие в правлении. Та бежала в Сирию, набрала войско и двинулась к египетской границе. Птолемей Дионис и Потин ждали её с собственным войском у Пелузия. Они и убили Помпея, который искал убежища на Востоке, проиграв Цезарю борьбу на Балканах.

Приплыв в Египет в погоне за Помпеем, Цезарь занял в Александрии дворец, где жил царь, и потребовал туда Клеопатру. Она явилась, распустив войско в доказательство своего миролюбия, своей покорности. Больше чем на войско она надеялась на свою привлекательность и на сострадание мужчины к бедствиям очаровательной девушки. Она не ошиблась; пожертвовав честью, она приобрела благосклонность Цезаря. Но, сделав ее своей любовницею, Цезарь не утратил расчётливости. Он решил, что брат будет, как завещано отцом, разделять царскую власть с сестрою. Свое денежное требование он уменьшил до суммы в десять миллионов денариев.

Цезарь и Клеопатра

Цезарь и Клеопатра. Художник Ж. Л. Жером, 1866

 

Но впечатлительное, буйное население Александрии, столицы Египта, волновалось: его раздражали вид ликторов и чужеземных воинов в городе, то, что иноземный полководец живет в царском дворце, держит себя как владыка царства, что он взял на себя право судьи по делу о наследстве престола, решил этот спор по своему произволу наперекор обычаям. Александрийцы любили династию Птолемеев: греки – за то, что она греческая, туземцы – за то, что она правит в духе фараонов. Евнух Потин и его помощники, которым восстановление власти Клеопатры приносило неизбежную смерть, распространяли через своих агентов молву, что о правах царя говорится только для формы, а на самом деле египетский престол отдается исключительно Клеопатре за то, что она стала наложницей Цезаря. Раздражение александрийцев было увеличено тем, что для уплаты долга Цезарю правительство перечеканивало в монету золотую и серебряную посуду дворца, сокровища храмов; их возили на монетный двор перед глазами народа.

Волнение скоро перешло в мятеж. Египетское войско, находившееся под начальством Ахилла, перешло на сторону народа. Оно состояло из 2,000 человек конницы и 20,000 пехоты; это были большею частью воины римского гарнизона, поступившие на египетскую службу после многих лет жизни в Египте. Кроме того тут были наемники, опытные воины; и те и другие сжились с египтянами, породнились с ними женитьбою на их дочерях; были в числе воинов и беглые рабы, которым в случае поражения предстояла смерть на кресте. Воины Цезаря раздражали народ своим высокомерием. Некоторые из них, ходившие по городу одиноко или маленькими группами, были убиты. Это было началом, так называемой Александрийской войны, которая удерживала Цезаря в столице Египта девять месяцев (октябрь 48 – июль 47 г.), подвергала величайшей опасности его самого и его маленькое войско и дала побежденным противникам время собраться, оправиться, возобновить борьбу. Меж тем как Рим готовился встретить победителя Цезаря, он вынужден был вести войну на улицах Александрии. Рим полагал, что он после победы при Фарсале стал владыкою государства, а Цезарь с трудом защищал свою жизнь. Он видел всю опасность своего положения, но выказывал непоколебимую уверенность в торжестве, чтобы внушить своим примером бодрость воинам и своею самоуверенностью обмануть врагов. Притом ему приятно было проявлять перед Клеопатрой весь блеск своих военных талантов и твердость повелителя, которому обязано покоряться все.

Цезарь послал в Сирию и Малую Азию требования, чтобы римские правители и подвластные Риму государи как можно скорее прислали военную помощь ему, отправил в Родос, Крит и приморские города требования о присылке кораблей, войск и хлеба. В ожидании помощи он с небольшим, но храбрым своим войском оборонялся против громадной массы александрийского населения и египетских войск. Он занимал дворец, в котором держал под стражею царя, с изумительным искусством, с неутомимой энергией отбивал нападения на дворец и на соседние с ним здания, в особенности на театр. Он успел удержать под своею властью и остров Фарос, соединенный с городом насыпью; таким образом, часть берега гавани оставалась за ним. Цезарь был таким же гениальным военным инженером, как и полководцем; он обратил в цитадель каждый дом дворцовой части Александрии, называвшейся Брухием. Но и египтяне напрягали в войне все свои силы, чтобы сохранить независимость своего государства. Господа сражались рядом с рабами, давали им содержание и жалованье, работали с ними в мастерских, ковали оружие, делали военные машины, работали над возведением окопов и укреплений, перерезывавших римлянам пути по улицам. Египтяне не догадались вывести в море корабли, находившиеся в гавани и верфях; Цезарь успел сжечь их. Этим он облегчил доступ в гавань тем кораблям, которые пришли потом на помощь ему. Пламя пожара верфей охватило соседние дома Брухия и обратило в пепел Александрийскую библиотеку. Восстанием руководили Арсиноя, младшая сестра царя Птолемея Диониса, и её советник, евнух Ганимед, человек смелый и деятельный.

Ахилл и Потин скоро поплатились за свое вероломство при убийстве Помпея жизнью. Ещё один его участник, Феодот, бежал в Сирию и жил там в нищете и презрении. После смерти Цезаря, Брут и Кассий отомстили ему за убийство Помпея, предав его мучительной казни.

Положение Цезаря в Александрийской войне стало чрезвычайно тяжело, когда восставшие завалили каналы, по которым проведена была вода во дворец, сделали воду в цистернах непригодной для питья, пропустив туда воду из моря, овладели островом Фаросом и насыпью. Но ум Цезаря одолел эти беды. Цезарь велел копать колодези и, таким образом, была получена вода для питья. Через несколько времени храбрый родосский моряк Эвфранор прорвался с четырьмя кораблями в гавань; египетская эскадра, собранная неутомимой деятельностью Ганимеда, была разбита. После этой победы Цезарь снова овладел Фаросом и частью насыпи. Римские воины и моряки хотели отделить эту часть от той, на которой держались египтяне; этим они перерезали бы доступ из города к Фаросу. Но александрийцы неожиданно напали на них с тыла, одних убили, других оттеснили в море, и многие, бросаясь на лодки, утонули. До 400 воинов тяжелой пехоты Цезаря погибло тут; еще больше было число погибших гребцов и воинов флота. Сам Цезарь находился в величайшей опасности. Большая лодка, на которой он стоял, так переполнилась людьми, что начала тонуть. Он бросился в море и доплыл до другой лодки; ему пришлось проплыть 200 шагов. Урон, понесенный его воинами, был тяжел, но вознаграждался тем, что они успели овладеть Фаросом и частью насыпи.

Древняя Александрия

Александрийский порт в древности. Реконструкция

Источник фото

 

Чтоб уменьшить раздражение александрийцев или перессорить их, Цезарь отпустил из-под стражи царя Птолемея Диониса. Царь, отправляясь к египетскому войску, обещал, что склонит его сложить оружие, но вместо того стал на сторону восставших. В новом морском сражении Эвфранор был убит. Это была большая потеря для Цезаря. Но в то время уж приближалась помощь ему. Митридат Пергамский, считавшийся побочным сыном знаменитого Митридата, царя понтийского, подступил к Пелузию с войском, которое сформировал из отрядов разных азиатских племен и к которому присоединились отряды идумеянина Антипатра и князей ливанских и арабских племен.

Ход Александрийской войны теперь изменился. Неожиданным нападением Митридат взял Пелузий и оттуда пошел на Мемфис. Иудеи, жившие в Мемфисе, могли оказать ему сильную поддержку, и притом переправиться через Нил было там легче, чем переходить чрез многочисленные рукава его близ моря; да и, кроме множества переправ, приморская дорога была затруднительна: она вела по пескам и болотам. Узнав, что приближается Митридат, Цезарь искусным движением обошел озеро Марею, лежавшее на юг от Александрии; египтяне, пошедшие под предводительством царя против Митридата, не успели помешать соединению Цезаря с ним. После того Цезарь стал делать нападения на египетский стан, расположенный на холмах между болотами и Нилом в такой позиции, которая казалась неприступной. Долго все его усилия оставались напрасны; наконец, один из римских отрядов сумел овладеть холмом, находившимся позади стана. Теперь победа быстро была решена. Римляне напали на стан с фронта и с тыла, взяли его. Египтяне массами падали под их ударами. Чтобы спастись от смерти, часть египетского войска бросилась в лодки, думая плыть к своему флоту, стоявшему на Ниле. В числе севших в лодки был и царь. Но переполненные людьми лодки тонули; египтяне, успевшие спастись от меча врагов, погибали в волнах реки. Утонул и царь (47 г.). Его тело после долгих поисков было найдено лежащим в речном иле и узнано по золотому панцирю.

Цезарь пошел с конницею прямым путем в Александрию; при его приближении александрийцы упали духом, отказались от всякой мысли о сопротивлении, ушли с окопов, побросав оружие. В траурной одежде, неся в руках изображения своих богов, население Александрии вышло навстречу победителю, умоляя о пощаде. Цезарь успокоил их дружелюбной речью, через отворенные ворота окопов прошел к оставшемуся в Брухии отряду войска и был встречен им с восторгом.

Так окончилась Александрийская война. Когда покорилась Александрия, покорился и весь Египет. Цезарь мог, не встречая сопротивления, обратить его в римскую провинцию. Но он предпочел установить владычество Рима над Египтом под формою, менее оскорбительной для населения страны. Он поручил правление Клеопатре и младшему брату её, Птолемею, ребенку, который был объявлен её мужем. Для охранения царицы и римского владычества он оставил в Александрии сильный гарнизон под начальством храброго Руфиона, человека, преданного ему: это был сын одного из цезаревых отпущенников. Младшую сестру Клеопатры, Арсиною, Цезарь отправил в Рим, чтобы она не возбудила в Александрии новых смут. Иудеям, жившим особо от остального населения в одной из частей Александрии, он за их заслуги перед ним дал все те права, какими пользовались греческие граждане, и обеспечил им свободу богослужения.

Победив в Александрийской войне и восстановив спокойствие в Египте, Цезарь с Клеопатрой поплыл на великолепном корабле вверх по Нилу, осмотреть чудеса Египта, а потом отправился в новый поход – против Фарнака, сына Митридата Великого, который, пользуясь междоусобиями римлян, начал расширять свои владения на их счёт.