В начале правления Диоклетиана потрясённая предшествующим периодом смут Римская империя была ещё очень расстроена. Положение многих провинций было тяжёлым. В Галлии масса населения находилась в рабстве или в состоянии, подобном рабству. Часть нив возделывалась рабами; огромное число других поселян попало в крепостную зависимость от вельмож и других богачей, на землях которых жило. Эти люди были приписаны к земле, которую возделывали на своих господ, получая от них скудное вознаграждение; было много колонов, земледельцев, не имевших своей земли, бравших в аренду мелкие участки у богачей; было много людей, работавших по найму. Вся эта масса сельских бедняков сильно страдала от набегов варваров, они вредили ей гораздо больше, чем крупным землевладельцам и горожанам. Но крупные землевладельцы – люди сенаторских фамилий и жрецы – не хотели дать облегчений своим разорившимся подданным и, когда восстановилось спокойствие, хотели оставить в своих руках все выгоды его.

Галльские поселяне, доведенные до отчаяния нестерпимым угнетением, восстали в 283 году нашей эры против своих притеснителей; рабы и бродяги присоединились к ним. Эти шайки называли себя багаудами. Они вели опустошительную партизанскую войну, разрушавшую все основы общественного порядка, и упорно сопротивлялись многочисленным войскам, посланным против них. Вооруженные земледельческими орудиями, эти сильные люди на своих рабочих лошадях разъезжали по всей Галлии, грабили все неукрепленные поселения и, не довольствуясь грабежом, уничтожали все, что могли.

Римская Галлия

Карта римской Галлии с указанием её главных провинций - Бельгики, Лугдунской Галлии, Нарбонской Галлии и Аквитании

 

Они стали нападать и на укрепленные города. Масса городских бедняков сочувствовала им и часто отворяла им ворота. Главные вожди повстанцев, Элиан и Аманд, римляне, перешедшие на сторону туземцев и называемые в христианских легендах христианами, построили укрепленный стан при впадении Марны в Сену, и делали оттуда набеги, в которых заходили иногда очень далеко. Они приняли титул императоров. Мятежники взяли, ограбили и разрушили город Августодун (Отён). Некоторое время он оставался в развалинах, потом, по просьбе ритора Эвмения, был восстановлен Константином Великим. Наконец Максимиан (соправитель Диоклетиана на Западе империи) взял укрепленный стан багаудов и рассеял их отряды, пользуясь тем, что у них не было хорошего оружия (287 г.). Порядок восстановился; восстановилось и прежнее угнетение. Но нивы и виноградники были опустошены, дороги разрушены.

 Читайте также статью Восстание Спартака.