После изгнания царей римское гражданство ощутило не только благодетельные, но и невыгодные последствия совершившегося переворота – усилившееся значение богатых людей.

Аристократия приняла ряд мер, направленных к выгоде небогатых людей: были понижены портовые пошлины, удешевлены хлеб и соль, введено как общее правило, что денежные штрафы должны по возможности соразмеряться с имущественным положением наказуемого, так что богатые облагались штрафами значительно большими, чем бедные. Но в то же время с большею силою, чем при царях, стали развиваться и такие явления, которые обращались к отягощению беднейшего класса.

Собирание всех сколько-нибудь значительных государственных доходов стало отдаваться на откуп. При тогдашнем состоянии административных органов такой порядок был во многих отношениях удобнее для государства, но этим путем скопились очень большие капиталы в руках тех зажиточных людей, которые одни только и могли вступать в такие предприятия.

Страдали беднейшие граждане и от порядков пользования общественною землей: по закону право на аренду ее имели лишь патрицианские роды, плебеи же были из него исключены. (См. Патриции в Риме, Патриции и плебеи.) При царях нередко допускались отступления и в пользу плебеев, но при господстве аристократического сената все мелкие плебейские землевладельцы были решительно устранены от пользования общинными землями, только членам сената из плебеев предоставлялось это право – и они всегда поддерживали все решения об общинной земле, принимаемые патрицианскими членами сената.

Вместе с тем сенат стал все реже производить раздачу в собственность участков вновь приобретаемой земли, и всегда раздача обращалась к выгоде богатых землевладельцев. Эти последние начинали все чаще обрабатывать свои земли не руками свободных фермеров, а руками рабов; если же и отдавали свои земли в пользование свободным людям, то лишь в тех случаях, когда люди эти благодаря различным долговым обязательствам находились в полной от них зависимости. Это грозило не только разорением, но и полною деморализацией менее достаточного класса. И скоро среди него с ужасающею быстротою стала распространяться нужда.

Уже через какие-нибудь 15–20 лет после изгнания царей вспыхнуло в Риме народное волнение на почве борьбы бедных против богатых – первый уход плебеев на Священную гору.

 

См. далее: Борьба патрициев и плебеев.