Кто такие эдилы? Происхождение их должности

Эдилы (aediles) – в древности одна из коллегиальных магистратур города Рима. Имя эдилы происходит от слова aedes и доказывает отношение этой магистратуры к постройкам вообще или к храмам (а может быть, к одному какому-либо храму) в частности.

Возникновение эдилитета в Риме преданием относится к тому времени, когда плебс в своей борьбе с патрициатом добился законного признания своих представителей и защитников – народных трибунов. Весьма возможно, что трибуны, как представители городского плебса, неофициально существовали и раньше; весьма вероятно, что такое же неофициальное существование имели тогда и эдилы.

В момент своего официального признания эдилы имеют значение помощников трибунов в ограждении интересов плебса, исполнителей их предписаний в судебно-принудительной деятельности и вместе с тем хранителей плебейского архива в плебейском храме Цереры, Либера и Либеры на Авентине – положение, совершенно аналогичное положению квесторов при патрицианском консулате. Возможно, эдилы первоначально были представителями плебса, заботившимися о поддержании и материальном обеспечении плебейских культов и, специально, единственного плебейского храма (aedes) Цереры, Либера и Либеры – этой антикапитолийской триады. Забота о постройках и о культе позднее вошла в компетенцию эдилов как общегосударственной магистратуры именно в силу выработавшегося уже в этом отношении навыка.

Как помощникам трибунов, охраненным общей с трибунами религиозной святостью (sacrosanctitas), эдилам следовало быть ознакомленными со всем тем, чего добивался плебс; в силу этого они сделались хранителями плебейского архива. С другой стороны, они должны были постоянно быть среди плебса в его делах и столкновениях на улицах, на рынках и т. д., чтобы всегда быть наготове вступиться за обиженных.

Как доверенные плебса, эдилы не могли не сделаться арбитрами в целом ряде споров. Государству естественно было воспользоваться их опытом и авторитетом в делах, близких большинству населения, – благоустройстве города (площадей, улиц, рынков). Мы видим, что эдилы по поручению патрицианских магистратов исполняют полицейские обязанности, стоят на страже против чужеземных культов, заботятся о хлебе.

 

Плебейские и курульные эдилы

Тенденцию превратиться в общегосударственных магистратов они обнаруживают в особенности тогда, когда ряд побед плебса делает менее важным постоянное личное вмешательство трибунов и эдилов для защиты интересов каждого плебея в отдельности. Эдилитет, как чисто плебейское представительство, становится безразличен. Превращение его в общегосударственную магистратуру в разгар борьбы плебса и патрициата (в 367 г.) не обходится без стремления патрициев выделить для себя хоть часть новообразуемой в применении к плебейскому учреждению магистратуры – и рядом с двумя плебейскими эдилами (aediles plebis или plebei) появляются два курульных эдила (aediles curules). Численность образовавшейся таким образом коллегии была увеличена только Цезарем в 44 г. путем присоединения двух новых эдилов – aеdiles ceriales. С этого времени число 6 доходит до шести.

Отличия эдилов курульных от плебейских касались не столько компетенции, сколько состава, выбора и инсигниев. Плебейские эдилы выбирались всегда исключительно из лиц плебейского сословия, курульные, согласно Титу Ливию и сохранившимся данным, – из патрициев и плебеев попеременно до I в. до н. э., когда устанавливается обычай давать эдилитет только плебеям. Этому обычаю следует и Цезарь, требуя плебейства от своих aediles ceriales.

По своему плебейскому характеру эдилы выбираются изначала в собраниях плебса (concilia plebis), по предложению трибуна, а курульных эдилов выбирают трибутные комиции. Военной властью эдилы, как плебейские, так и курульные, не обладают. О первоначальном плебейском представительстве свидетельствует и то, что общемагистратских инсигний и прав плебейские эдилы не имеют: ни магистратский стул, ни фаски, ни ликторы, ни одежда, ни jus imaginum им не усвоены. Наоборот, эдилы курульные имеют все отличия магистратуры, за исключением ликторов.

Сделавшись общегосударственной магистратурой, эдилитет постепенно занимает место выше квестуры, но ниже претуры. Внешнее различение обеих эдильских коллегий сказывалось и в том, что у каждой была своя касса, своя канцелярия, вероятно – свой архив. Все это, однако, не свидетельствует о строгом разграничении компетенции: границы между эдилами плебейскими и курульными в этом отношении провести невозможно.

 

Обязанности эдилов

Надзор эдилов за городом состоял главным образом в наблюдении за хорошим состоянием улиц и площадей и находившихся на них фонтанов, за благоустройством храмов, за нестесненностью уличного движения, за общественными заведениями (банями, трактирами, ресторанами, постоялыми дворами, публичными домами и т. п.). Следят эдилы также за чистотой старого культа и устраняют новые, недозволенные обряды. Словом, порядок и благоустройство в городе – их главная задача.

Средства для достижения цели у них те же, что и у остальных магистратов, т. е. коэрциция (принуждение), состоящая в телесном воздействии (главным образом, на несвободных), уничтожении части имущества и штрафах.

Забота эдилов о продовольствии города носила троякий характер: 1) надзор за рынками, т. е. свежестью и доброкачественностью провизии, ее ценностью, правильностью мер и весов и т. п. 2) забота о правильном подвозе съестных припасов, преимущественно хлеба. 3) исполнение поручений сената по закупке и раздаче хлеба населению города, т. е. заведование так называемыми фрументациями.

В устройстве игр эдилы первоначально выступают как помощники консулов, организуя игры чисто плебейские (ludi plebei и ceriales). К их же компетенции относятся и игры в честь матери богов (Megalesia) и Флоры (Floralia).