Трактаты и речи Цицерона

Марк Туллий Цицерон оставил громадное наследие из литературных сочинений, представленное 58 речами, рядом трактатов и большим количеством писем (свыше 800).

Цицерон

Марк Туллий Цицерон

 

Философское и ораторское образование Цицерон получил сначала в Риме, потом в Афинах, Малой Азии и на Родосе. Занимал последовательно все высшие государственные должности. Вся жизнь Цицерона, а также его литературное творчество неразрывно связаны с политическими событиями римской республики. Что касается политических взглядов Цицерона, то они не были постоянными. Первоначально он выражал в своих сочинениях и речах интересы всаднического сословия, к которому он принадлежал по происхождению, и выступал против нобилитета. Таковы его речи против бывшего наместника римской провинции Сицилии Верреса, который безжалостно грабил страну, Цицерон выступал обвинителем по просьбе жителей провинции. Он тщательно готовился к судебному процессу: собрал огромный фактический материал, подготовил необходимых свидетелей и выступил с разоблачением преступной деятельности Верреса. Цицерон произнес на первой сессии судебного процесса две речи, а до второй сессии дело не дошло, так как Веррес вынужден был признать себя виновным. Однако Цицерон издал все семь речей «Против Верреса», где нарисована картина хищнического поведения и произвола наместников при управлении провинциями и круговой поруки внутри римской знати (нобилитета).

Затем Цицерон перешел на сторону сенатской партии, стремясь примирить интересы двух сословий.

 

Речи Цицерона

Следует отметить время консульства Цицерона (63 г. до н. э.), когда он разоблачил заговор Катилины. К этому периоду относятся его речи против Катилины. Катилина был членом сената, он происходил из знатного патрицианского рода. Заговор Катилины созрел в ходе предвыборной борьбы 64 г. до н. э. за консульскую власть (между Катилиной и Цицероном). Катилина привлек на свою сторону большое число приверженцев из различных слоев общества, выдвинув основным своим лозунгом программное требование «об отмене старых долгов». Политическая программа Катилины носила неопределенный характер и сводилась к намерению захватить власть. Цицерон, будучи консулом, созвал экстренное заседание сената, на котором присутствовал и Катилина. Здесь он произнес свою первую речь «против Катилины». Эта речь была очень эффектна, построена по всем правилам ораторского искусства и имела большой успех. Цицерон в весьма мрачных красках обрисовал действия заговорщиков и личность главы заговора, назвав его «врагом отечества» и присовокупив много позорящих эпитетов. Основным тезисом речи было требование к Катилине – покинуть Рим, что тот и осуществил после этого заседания сената. Цицерон в последующие дни произнес перед народом и перед сенатом еще три речи «против Катилины». Все четыре речи были им изданы. Вместе с тем, несмотря на успех речей, разоблачивших заговор, Цицерон, после того как истек срок его консульских полномочий, был вынужден удалиться в изгнание, опасаясь нараставшего недовольства казнью без суда сторонников Катилины.

Речь Цицерона против Катилины

Речь Цицерона против Катилины. Картины Ч. Маккари, 1889

 

Четырнадцать речей Цицерона направлены против Марка Антония, который после убийства Цезаря (44 г. до н. э.) претендовал на роль его преемника. В этих речах, получивших название «Филиппики», так как по своему духу они напоминали речи Демосфена против македонского царя Филиппа, Цицерон призывает сенат отстоять свободу республики против тирана. Когда цезарианцы (Антоний, Октавиан и Лепид) образовали второй триумвират, а сенат оказался не способен к сопротивлению, Цицерон, внесенный по настоянию Антония в проскрипционные списки (списки лиц, объявленных вне закона), был убит. Речи Цицерона наполнены разносторонним содержанием и отличаются высоким мастерством. И судебные, и политические речи провозглашают высокие моральные принципы, осуждая корыстолюбие, невежество и жестокость. Образцом речи, выходящей за рамки привычных для римлян речей на форуме, является речь «В защиту поэта Архия» (62 г. до н. э.). Отстаивая право Архия считаться римским гражданином, Цицерон развивает мысль о том, что поэзия является не только благородным искусством, но и важным для общества средством, воздействующим на мысли и чувства граждан. Именно в этой речи оратор излагает свои взгляды на искусство и поэзию. Значительный интерес представляют и сочинения Цицерона по теории красноречия: «Оратор» (о совершенстве стиля), «Об ораторе» (система образования оратора) и «Брут», где излагается история римского красноречия. Цицерон говорит о задачах оратора, о необходимости выбора соответствующего стиля, требует полноты выражения мысли, обилия выразительных средств. Задачи, стоящие перед оратором, Цицерон сформулировал таким образом: «Красноречивым оратором будет такой, речь которого как на суде, так и в совете будет способна убеждать, услаждать, увлекать. Первое вытекает из необходимости, второе служит удовольствию, третье ведет к победе, ибо в нем больше всего средств к тому, чтобы выиграть дело. А сколько задач у оратора, столько есть и родов красноречия: точный, чтобы убеждать, умеренный, чтобы услаждать, мощный, чтобы увлекать, – и в нем-то заключается вся сила оратора» (Оратор, 21, 69; пер. М. Гаспарова). Наиболее ответственным моментом Цицерон считал само произнесение речи перед собравшимся народом. Литературный язык речей и сочинений Цицерона представляет нечто среднее между двумя основными направлениями в риторике: азианизмом (пышным цветистым стилем) и аттикизмом (простым сухим стилем). С течением времени Цицерон все более склонялся к строгому и умеренному типу красноречия. Большое значение он придавал ритму речи, чередованию кратких и долгих слогов, благозвучности клаузул (концовок) отдельных периодов речи. Цицерон был лучшим мастером политической речи в Риме. Он в совершенстве владел ораторскими художественными средствами, усиливающими патетический характер речи: восклицаниями (О tempora! О mores! – О времена, о нравы!), риторическими вопросами («До каких пор, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?»), обращениями к богам (О di immortales! – О бессмертные боги!), фиктивными речами, вкладываемыми в уста аллегорических персонажей (например, в первой речи против Катилины он говорит от имени родины), метафорами (дерзость Катилины он уподобляет рывкам необузданной лошади) и т. п. Все произведения Цицерона отличаются прекрасной стилистической обработкой. Совершенно справедливо за Цицероном признается заслуга создания римской классической прозы, нормализованного латинского языка.

 

Философские сочинения Цицерона

Философские взгляды Цицерона, освоившего и изложившего в своих сочинениях достижения ряда греческих философских школ,– эклектичны. Для нас ценность его философских произведений определяется прежде всего обстоятельностью изложения античных философских теорий, которые не сохранились в других источниках. Широкая образованность и литературный талант помогли ему создать интересные произведения на этические и моральные темы («О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О старости»). Трактат «О дружбе», написанный как и большинство философских произведений Цицерона в форме литературного диалога, представляет несомненный интерес с точки зрения аргументации нравственных проблем на широком конкретном историческом материале, начиная с полулегендарных времен римской истории (Кориолан, Спурий Мелий) до времени, близкого участникам диалога (говорится о братьях Гракхах). Дружба возникает при естественном стремлении людей друг к другу, а основой дружбы, по мнению, высказываемому в сочинениях Цицерона, является «добродетель». «При выборе же между дружбой и общественными интересами решение может быть только в пользу второго. В дружбе должен быть незыблем закон – не просить друга о бесчестных действиях и самому таковых не совершать, уступая его просьбам; ибо позорно и никак не приемлемо оправдание, относящееся как к другим поступкам, так и к случаю, если кто-нибудь сознается в действиях, во вред государству совершенных ради друга» (XII, 40; пер. В. О. Горенштейн).

Трактат «Об обязанностях» – сочинение в трех книгах, написано Цицероном не в форме диалога, а как наставление к сыну Марку относительно поведения человека и его поступков. Это и нравственные предписания, и отступления политического характера с привлечением исторических примеров. Цицерон стремится к убедительности, используя для этого всю полноту своей эрудиции и литературное мастерство. Рекомендуя следовать определенным обязанностям, именуемым в соответствии с терминологией стоиков нравственно прекрасными, Цицерон говорит, что они рассчитаны не на каких-то выдающихся мудрых людей, но «побуждают к доблести всех тех, кому свойственна эта естественная склонность» (III, 16; пер. В. О. Горенштейн). Таким образом, адресат сочинения выходит за пределы формального обращения к сыну Цицерона, это широкая аудитория молодых римлян, намеренных вступить на путь государственной карьеры.

 

Политические сочинения Цицерона

Известны два политико-философских сочинения Цицерона: «О государстве» и «О законах». Оба имеют форму литературного диалога. В трактате «О государстве» Цицерон опирается на греческое учение о трех формах правления (монархии, аристократии и демократии) и на теорию греческого историка II в. до н. э. Полибия, считавшего, что в Риме все эти три формы правления находятся в правильном сочетании. Основными вопросами, которые обсуждаются в диалоге «О государстве», являются теория о лучшем государственном устройстве и рассуждения о лучшем государственном деятеле. Цицерон излагает различные точки зрения. В подтверждение мнений дискутирующих лиц им привлекаются многие примеры из римской истории, что значительно повышает ценность сочинения. С особой выразительностью звучат эти исторические факты в рассуждениях о деятельности выдающихся греческих и римских мужей, стоявших во главе государств при различных общественных устройствах. Однако идеал правителя так и не находит в этом сочинении Цицерона своей окончательной формулировки. Наиболее четко выделяются в качестве необходимых для политического деятеля такие свойства, как разум и хладнокровие, а также отсутствие низменных страстей. Добротность государственного строя, согласно Цицерону, возможна тогда, «когда благополучие, равноправие и спокойствие граждан вверены постоянной власти, справедливости и мудрости одного человека, проявляющейся во всем» (II, XXIII, 43; пер. В. О. Горенштейн). Таким образом, дискуссия о лучшем государственном деятеле сводится в данном сочинении Цицерона к обсуждению нравственной проблематики правителя. Что касается мнения Цицерона о наилучшем государственном строе, то в диалоге обнаруживается четкая тенденция защиты смешанных форм правления, находит свое теоретическое обоснование проводившаяся в свое время Цицероном политическая линия на «согласие сословий».

В диалоге «О законах» развиваются и дополняются мысли, которые Цицерон раньше высказал в сочинении «О государстве». Речь идет о проблеме естественного права. Основа этого права – не мнения людей, но естественный закон, существующая справедливость. «Руководствуясь природой, отличают не только право от бесправия, но и вообще все честное от позорного» (I, XVI, 44; пер. В. О. Горенштейн). Цицерон считал, что для увековечивания естественного права и природной справедливости надо отразить в законах «обычаи предков», высоко чтимые в республиканском Риме. Это сочинение написано архаическим латинским языком, чтобы отразить связь со стариной. Участниками диалога являются сам Цицерон, его брат Квинт и друг Аттик.

 

Письма Цицерона

Эпистолярное наследие Цицерона представляет большую историческую ценность, так как письма отражают обстановку жизни самого Цицерона и адресатов его писем. Письма адресованы разным людям – брату Квинту, дочери Туллии, другу Аттику и др. В зависимости от корреспондентов меняется характер писем не только по содержанию, но и по языку. Это образцы стилистического искусства, в которых Цицерон умеет передать тончайшие смысловые оттенки, отразить индивидуальность образов своих современников.

 

Литературное значение Цицерона

В заключение отметим, что Цицерон признан создателем римской классической прозы. Его язык (речи, трактаты, письма) составляет норму так называемой классической латыни. Стиль прозаических сочинений Цицерона высоко оценивала уже античная критика. На основе его языка формировалась и «новолатинская» гуманистическая проза. Политические деятели французской революции XVIII в. в своем политическом красноречии опирались на ораторское искусство Цицерона, пользовались его ораторскими и сочинительскими приемами.