Вергилий «Буколики»: содержание и особенности поэтического стиля

Подробно о жизни и творчестве Вергилия читайте в статье «Публий Вергилий Марон»

Слово Буколики в буквальном переводе означает «пастушеские стихотворения». Другое название этой книги Вергилия – «Эклоги» («Избранные стихотворения»). «Эклогами» часто именовали стихи своих сборников поэты александрийской эпохи.

«Буколики» Вергилия (см. их литературный анализ) содержит 10 эклог, которые можно разделить на два типа: эклоги собственно буколические и эклоги аллегорически-буколические. Первые изображают поэтические состязания пастухов двустишиями (III буколика), четверостишиями (VII) и целыми песнями (VIII). Эклоги аллегорически-буколические (I, IV, IX, X) иносказательно выражают общественные и философские идеи под вуалью рассказа о счастье пастуха Титира, облагодетельствованного «юным богом» (I буколика), излагаемой пьяным Силеном космогонии, пророчества о рождении младенца-Спасителя мира (IV).

Вергилий. Бюст

Так называемый "бюст Вергилия"

Автор фото - A. Hunter Wright

 

В «Буколиках» Вергилия несомненно сильное влияние поэта александрийской эпохи Феокрита, есть даже близкие заимствования из него. Тем не менее, Вергилий отнюдь не выступает в «Буколиках» подражателем, а создает собственный, глубоко оригинальный стихотворный стиль. Как и у Феокрита, пастухи Вергилия страдают от любви, занимаются поэзией, музицируют. Но отношение Вергилия к своим персонажам совсем иное. Пастухи Феокрита – абстрактные, лишённые ярких личностных черт маскарадные образы, которые, прикидываясь деревенскими простачками, говорят и чувствуют по-городскому. Сам Феокрит выставляет «село», скорее, в ироническом свете. Вергилий не проявляет к своим пастухам никакой иронии, хотя тоже вкладывает в их уста речи не деревенского уровня.

Феокрит относится к «пастушеству» с насмешливостью цивилизованного горожанина. «Буколики» Вергилия, напротив, идеализируют сельскую жизнь и воспевают мелкое землевладельческое сословие как основу общества. Именно такой взгляд возобладал в государственной жизни Рима в эпоху правления Октавиана Августа. Вергилий выступал как наиболее талантливый – и искренний – его выразитель.

Образы «Буколик» типичны для «пастушеской» поэзии всех времён. В эклоге II изображается любовное томление в окружении густого леса, фиалок, маков, нарциссов, корицы, лавра, айвы, каштанов, мирта, лилий. Поют цикады, ящерицы прячутся от зноя в траву, ходят стада овец и козлят. Вергилий живописно представляет затихшее, неподвижное море и заходящее солнце. В эклоге III внимание читателя привлекают буковые кубки, на которых вырезаны лозы, плющ, человеческие лица. Эклога V «Буколик» представляет собой песню о смерти мифического пастуха Дафниса среди нежных цветов, приветливой природы и верных друзей. Во всех этих буколиках нет и намека на политику или философию. Их содержание – чисто любовное.

Но, как уже упоминалось, Вергилий не минует в некоторых из своих буколик «общественных» тенденций. В начале эклоги VI помещено посвящение проконсулу цизальпинской Галлии Альфену Вару, который помог Вергилию во время аграрных смут. Эклога X адресована другу Вергилия, автору элегий и видному политику Корнелию Галлу. Галл изображён здесь, подобно пастухам, грустящим о любви посреди роскошной природы. Галл упоминается и в эклоге VI вместе с Гесиодом. В эклогах III и IV сочувственно вспоминается другой видный политик и писатель августовской эпохи – Азиний Поллион.

Вергилий

Вергилий и музы

 

Вергилий широко использует в «Буколиках» мифологические мотивы. В эклоге IX подвыпивший Силен, поддерживаемый Сатирами, поет о возникновении мира из земли, воды, воздуха и огня, о появлении тверди, лесов, зверей, солнца и дождей. В других стихотворениях сборника упоминаются наяды, нимфы, музы, боги Вакх, Юпитер, Аполлон, мифический певец Орфей и другие.

Особое значение имеет содержание IV-й буколики. Здесь Вергилий говорит о рождении некоего чудесного младенца, который принесет с собой всеобщий мир: земля будет сама давать человеку все необходимое, прекратятся войны среди людей и взаимное поедание зверями друг друга, погибнут ядовитые змеи и растения – воцарится новый золотой век. Загадочный смысл этой буколики породил множество толкований. Все гадали о том, что за младенец имеется здесь ввиду. В христианскую эпоху широко распространилось мнение, что Вергилий, будучи близким современником Христа, предсказал его рождение.

В двух местах «Буколик» проскальзывает политический элемент, тесно связанный с личной биографией Вергилия. В эклоге I пастух Титир, получивший назад свою конфискованную усадьбу, с благоговением вспоминает того «бога», который помог ему вернуть её. Другой изображенный здесь пастух – Мелибей – с тяжелым сердцем покидает свой участок, отобранный солдатами. Здесь подразумеваются земельный передел, строенный в Италии Октавианом Августом по решению Второго триумвирата и протекция, оказанная Октавианом Вергилию, чья земля поначалу тоже была конфискована, но потом возвращена владельцу по приказу императора. Намёки на это содержатся и в IX-й буколике.

«Буколики» – одно из ранних произведений Вергилия. Однако уже здесь, ещё до создания «Энеиды», он проявляет талант, поднимающий его до ранга нового классика римской поэзии. В сфере чувств особенно бросается в глаза изящная мягкость и задушевность изображения природы, простота, реализм, искренняя теплота автора, краткость слога, хотя и не лишённого некоторой чрезмерной изысканности и риторичности. Эти черты сильно отличают Вергилия от той александрийской поэзии, которую «Буколики» формально выбрали себе образцом.

Четыре основных влияния в «Буколиках» – Феокрит, современная Вергилию римская «неотерическая» поэзия (Катулл, Лициний Кальв, Марк Фурий Бибакул), эпикурейство и учёно-дидактический стиль эллинизма. Все они, однако, кардинально переработаны. Из Феокрита Вергилий заимствует идиллическое настроение, из неотерики – изящную малую форму, из эпикурейства – тягу к привольной, лёгкой жизни. Но «Буколики» совершенно лишены эпикурейского свободомыслия и атеизма (главной идейной струи поэмы Лукреция «О природе вещей»). Дидактические элементы у Вергилия свободны от эллинистической сухости и формализма. Главный мотив «Буколик» – задушевное восхищение простой деревенской жизнью.