Феодальная собственность, аллод, феод, держание
Самой заметной чертой феодального порядка, заставившей дать ему это имя, является форма землевладения.
До IX в. нормальным видом владения был аллод, полная собственность, без всякой подати, с безусловным правом отчуждения. Но с тех пор, как собственники раздали свои земли в виде держаний крестьянам и в виде феодов рыцарям, существовало три способа владения: аллод; феод, пользование при условии благородной службы[1]; и держание (в виде цензивы, виленажа и серважа), пользование при условии уплаты повинностей. На основании обычного права средних веков эти владения сделались наследственными, и появилось три вида наследования. Эти формы владения могут соединяться, подчиняясь одно другому: три различных владельца[2] владеют одной и той же землей как цензивой, феодом и аллодом, не считая наследственного приказчика, который также имеет непреложные права. В этом смысле выражения «аллод», «феод», «цензива», неточны, следовало бы говорить: владение «в виде аллода», «в виде феода», «в виде цензивы».
Принесение феодальной присяги. Средневековая миниатюра
Но положение владельца, в конце концов, прикрепилось к его участку, так что всякая земля получила неизменное качество, которое переходит на всякого нового владельца. Теперь эти земли называются уже цензивами, виленажами, феодами, аллодами[3], а так как феодом может владеть только дворянин, то стали различать дворянские и недворянские земли. Недворянскую землю составляют держания крестьян; дворянская земля – это запасная часть (indominicata), эксплуатируемая благородным владельцем феода или аллода. Дворянин, приобретая цензиву, уже не может обратить ее в дворянскую землю; крестьянин, владея феодом (когда обычное право позволяет ему это), уже не лишает его качества дворянской земли.
Аллод может быть обращен собственником в феод; феод уже нельзя сделать аллодом. Поэтому аллоды встречаются все реже и реже. Наконец, в XIII в., особенно на севере Франции, они становятся так редки, что на аллод смотрят как на исключительный и неправдоподобный вид владения. Его называют иногда franc alleu (свободный аллод), и говорят, что он никому ничем не повинен и зависит только от Бога; но в его существование верят только тогда, когда представляют формальные доказательства, потому что каждый уверен, что всякая земля есть или феод, или держание: «Nulle terre sans seigneur» (Нет земли без сеньора). Английские юристы говорят, что существует только один собственник – король.
На юге Франции осталось гораздо больше аллодов. Когда в 1273 г. английский король производил перепись своего Гиенского герцогства, многие дворяне заявили, что ничем никому не повинны, или даже что не обязаны отвечать на вопросы герцога.
Право феодального наследования
Земля передается по двум противоположным системам наследования. По древней системе, общей для римского права и германских обычаев, собственность делится поровну между детьми без различия пола. Это правило продолжает применяться в феодальную эпоху к аллодам, как дворянским, так и недворянским, и распространяется на все недворянские земли (обремененные повинностями, которые наследник – кто бы он ни был, – может нести); различают только – в том случае, когда нет детей, – наследственную землю, она, как достояние фамилии, должна вернуться к линии, от которой происходит, и благоприобретенную, ею собственник может распоряжаться по своему произволу. Таково обычное право.
Напротив, в наследовании феодов право наследников идет вразрез с правом сеньора. По строгой логике феод должен быть неделим и находиться во владении наследника, способного к службе: он переходит целиком к старшему и всегда к мужчине; право старшинства и исключение женщин – отличительные черты феодального права. Но принцип – более или менее, смотря в какой стране, – отступил перед всеобщим обычаем: младшие были допущены к дележу феодального наследования со старшим (это называется parage), дочери – к наследованию в случае отсутствия сыновей. Только старший получал более крупную часть и мужчины имели преимущество перед женщинами-наследницами одинаковой с ним степени.
[1] В течение всех средних веков встречаются примеры недворянских феодов, и даже не доказано, что феод не был первоначально недворянским держанием. Здесь идет речь лишь о наиболее обычной форме.
[2] Кроме того, есть еще много других вторичных феодальных прав, когда (как это обычно бывает) существует несколько степеней вассалов.
[3] Крайне неточный язык средних веков применяет иногда понятие аллода к феодам, когда хочет обозначить, что они наследственны или что подлежат незначительным повинностям.