XIII. СТРОЙ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

(продолжение)

 

Деньги, монета.

 

Деньги Древней Руси

Деньги Древней Руси: дирхемы, куны, ногаты, гривны

Деньги в древней России назывались вообще "кунами". Слово это ясно указывает, что когда-то обычным мерилом ценности служили меха, и по преимуществу куньи. Первоначально употреблялись для обмена, конечно, ценные меха; но торговая потребность в более мелких и разменных единицах заставила прибегнуть к дроблению меха; отсюда явились так наз. "резани" (т.е. отрезки) и "ногаты" (лапки). В позднейшее время встречаем еще "полушки" и "мордки", точно так же перешедшие и в название металлических единиц. От таких частей меха недалек был переход до кожаных денег, т.е. лоскутов кожи с княжими клеймами. В половине XIII века французский монах Рубруквис заметил, что у Русских вместо монеты служат маленькие кусочки кожи с цветными знаками. Но подобные деньги, если и существовали, не имели повсеместного на Руси обращения. Такое обращение могла иметь только звонкая монета. Последняя добывалась, как всякий товар, торговлей с иноземцами. Особенно большое количество ее доставлялось с востока из стран мусульманских. (Впрочем, может быть, эти арабские серебряные деньги служили более для шейных и головных украшений, чем для потребностей торговли.) Денежной металлической единицей повсеместно на Руси служила "гривна". Судя по названию, некоторые справедливо догадываются, что эта единица произошла именно из металлического шейного обруча, имевшего более или менее определенный вес; так что гривна стала обозначать вместе и вес, и монету, т.е. слиток того же веса. Не только форма этого слитка, но также его достоинство и вес, а следовательно, и ценность разнообразились по разным областям Руси. При том различалась еще гривна серебра от гривны кун. Вторая была вдвое менее первой, но также обозначала металлические деньги; она, собственно, и составляла ходячую монету. Новгородская гривна кун весила полфунта серебра, или 48 золотников, смоленская – четверть фунта, а киевская – треть. Гривна кун заключала в себе 20 ногат, или 25 кун, или 50 резаней.

Чеканка мелкой монеты, золотой и серебряной, началась на Руси по образцу византийскому, после принятия христианства. Хотя она и не была многочисленна, но в ее существовании удостоверяют находки некоторого количества таких монет (особенно Нежинский клад, найденный в 1852 г. и заключавший до двухсот "сребреников", как их называет летопись). На лицевой их стороне обыкновенно выбивалось изображение государя, сидящего на престоле в полном наряде, с надписью "Владимир", или "Ярослав", или "Святополк" и пр.; на обратной же находим какой-то знак (вероятно, верхушка скипетра) с надписью вокруг: "А се его серебро" или "злато"[1].



[1] Вопрос о древнерусской денежной системе, при обилии нумизматов и нумизматических коллекций, имеет у нас значительную литературу. Назову следующие труды: Круга " Критические разыскания о древних рус. монетах". СПб. 1807. Казанского "Исследования о древнерусской монетной системе" (Зап. Археол. Общ. III). Каченовского "О кожаных деньгах" (посмертное издание. М. 1849). Погодина "Исслед. и лекции". IV. гл. 7. Волошинского "Описание древних русских монет, найденных близ Нежина". Киев. 1853. Беляева "Были ли на Руси монеты до XIV столетия?" (Зап. Археол. Общ. V. Он решает вопрос положительно). Его же "Об отношении гривны XII века к рублю XVI века" (Времен. Об. И. и Др. XXIII). Заболоцкого "О ценностях в древней Руси". СПб. 1854. Куника "О русско-византийских монетах Ярослава I". СПб. 1860. Письма к нему по тому же предмету Бартоломея и гр. Уварова (в Известиях Археол. Общ. Т. II и IV). Прозоровского "О монетах Владимира Св.". Труды IV Археол. съезда. Т. I. Казань 1884. Его же "Монета и вес в России до конца XVIII столетия" (Зап. Археол. Об. XII. 1865). Тщательный труд последнего прекрасно выяснил систему и ценность металлической монеты Древней Руси. Рецензия на это сочинение академика Бычкова в девятом присуждении наград гр. Уварова. СПб. 1867. Того же Прозоровского "Древние греко-римские меры и их отношения к русским" (Изв. Археол. Об. IX. 1880). и "О кунных ценностях" (Сборн. Археол. Института. IV. СПб. 1880). Далее: проф. Усова "О древних русских деньгах по Русской правде" (Древности Моск. Археол. Об. IX. 1883). Гр. И.И.Толстого "Допетров. нумизматика". Вып. 1-й. "Монеты В. Новгорода" (СПб. 1883). Вып. 2-й. "Монеты Псковские" (СПб. 1886). Петрова "Монеты в. князя Киевского Изяслава Ярославича" (Труды IX Археол. съезда. Т. I. 1895).

Относительно восточных, или мусульманских, монет VII – XI веков, во множестве находимых в России, а также о древних торговых сношениях ее с Востоком самое обстоятельное сочинение принадлежит П. С. Савельеву "Мухаммеданская нумизматика". СПб. 1846. См. также Погодина "О русской торговле в удельный период". "Киевлянин". III. M. 1850.