Священная книга ислама, Коран, особенно в своих наиболее ранних частях, заполнена намеками на конец света и потрясающими описаниями событий, которые ему будут предшествовать. Потому люди должны покаяться без промедления. Это воскресение из мертвых (кыямат – вставание, подъем) кажется, откровенно говоря, менее абсолютным, чем оно выглядит поначалу. Арабы-язычники думали, что мертвые в могиле продолжают какое-то ограниченное существование. Ислам принял это верование, от которого и пошло представление о суде, который вершат два ангела после погребения покойника, вследствие чего могила превращается в «предварительный ад или рай». В Коране Страшный суд касается отдельных личностей, а не всего человечества.

В Коране содержится очень мало предзнаменований страшного суда. Но имеющиеся здесь места, посвященные страшному суду, тщательно изучались и пространно излагались толкователями Корана. Если богословы проявили сдержанность, то знатоки священного предания и авторы поучений собрали много подробностей.

Страшный суд не будет всеобщим. Например, некоторые предания гласят, что несколько тысяч верующих войдут в рай, не отчитываясь за свои дела, и, как полагают некоторые мусульманские богословы, там уже пребывают души воинов, павших на поле брани во время священной войны и почитаемых в качестве мучеников.

Первым признаком, предвещающим конец света, будет внезапное распространение нечестия среди людей: исчезнет мекканский храм, забудется Коран. Тогда произойдет пришествие махди («ведомого истинным путем»), вдохновенного свыше аллахом, мусульманского мессии, который на некоторое время восстановит справедливость и веру на земле. Следует сказать, что понятие махди, которое станет краеугольным камнем шиизма, по-видимому, не сразу вошло в правоверный ислам. Хотя в некоторых хадисах говорится о некоем высшем и последнем судии, но он не называется махди, и его даже не рассматривают как знамение, предвещающее конец света. Идея махди сложилась довольно поздно и воспринята не всеми суннитами.

Выше этого образа махди – восстановителя справедливости – в исламе стоит образ Христа (пророка Исы). Наступление конца света должно сопровождаться появлением аналога Антихриста (Даджаль), относительно которого различные авторы сообщают противоречивые подробности. Он прибудет с какого-то далекого острова в ту самую минуту, когда Гог и Магог, дикие азиатские народы, о которых говорится в Коране (сура 18, стих 93), разобьют стены, которые до того будут являться для них непреодолимым препятствием. Даджаль будет существом исполинского роста и приедет на огромном осле. Его царствование продлится сорок дней, во время которых он опустошит землю. Тогда снизойдет с небес в Святую землю (Палестину) Иисус, убьет Антихриста ударом копья и отправится молиться в Иерусалим. Затем в течение сорока лет до его смерти любовь и счастье будут царить на земле: «Увидят агнцев рядом с волками, дети будут играть со змеями».

Другие знамения, придуманные позднее, тоже возвестят о близком конце света. При первом звуке трубы архангела Исрафила природа начнет содрогаться, а люди побегут в ужасе. При втором звуке все люди испустят дух. За этой всеобщей смертью последует период в сорок лет, в конце которого пойдет проливной дождь, а вслед за ним раздастся третий трубный звук, призывающий ко всеобщему воскресению и сбору в Иерусалиме на страшный суд. Этот день будет равен тысячелетиям. Люди будут стоять перед лицом аллаха нагие, палимые жгучим солнцем, истекая потом; у каждого в руках будет книга, в которой записаны все его поступки. Аллах будет допрашивать людей одного за другим, взвешивая их поступки. Затем люди перейдут мост (сират), тонкий как волос и острый как меч. Этот мост переброшен над адом и ведет в рай. Тогда Мухаммед выступит с ходатайством (шафаа) за грешников. Благодаря его вмешательству в аду останутся только те, которые, по Корану, должны пребывать там вечно. «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому Он пожелает» (сура 4, стих 116).

Известнейший исследователь ислама Снук Хюргронье пишет: «Учение о воскресении из мертвых и страшном суде, на котором все человечество предстанет перед аллахом на фоне рая и ада, – вот ядро веры (Мухаммеда). Этим учением он официально противопоставил себя концепции мира, уже сложившейся у арабов, которым он должен был передать послание аллаха: ведь они помышляли только о земной жизни, ничего не зная ни проклятии, ли о вечном загробном блаженстве».