Мохандас Карамчанд Ганди, величайший из борцов за освобождение Индии, родился 2 октября 1869 в Порбандаре (в нынешнем штате Гуджарат), в состоятельной семье. Его отец был главой правительства небольшого княжества Раджкот, а мать – очень религиозной и благочестивой женщиной.

13-летним, в мае 1883, Мохандас женился на своей ровеснице, Кастурбай Маханджи. Позже имел от неё четырёх сыновей.

Осенью 1888 Ганди уехал учиться на юриста в Англию. Пребывание в Европе не склонило молодого Мохандаса к усвоению западных обычаев. В Британии он наоборот твёрдо держался родных традиций, усиленно изучал индуизм и главное его философское произведение – Бхагавадгиту.

В 1891 Ганди получил свидетельство адвоката, вернулся в Индию и стал работать в юридической конторе брата. Но практика судебных дел у него поначалу не складывалась. Весной 1893 Мохандас Карамчанд принял предложение о работе адвокатом в Южной Африке, которая тогда, как и Индия, являлась английской колонией.

Ганди с женой Кастурбай

Мохандас Карамчанд Ганди и его жена Кастурбай в 1902

 

В Африке Ганди столкнулся с фактами неполноправного положения индийцев. Эту дискриминацию он отчасти испытал и на самом себе (см. случай с тюрбаном, случай в поезде). В молодости вспыльчивый и гордый, Ганди втянулся в общественную деятельности, стал защищать интересы соотечественников и в 1894 основал национальную организацию – Индийский конгресс провинции Наталь. Зимой 1896-1897 Мохандас Карамчанд возглавлял борьбу с противниками широкой иммиграции в Наталь индийских рабочих. В качестве главного метода он мало-помалу стал использовать ненасильственный протест (сатьяграху). Ганди завязал переписку с другим великим пропагандистом ненасилия – Львом Толстым. С 1906 Мохандас Карамчанд руководил упорным сопротивлением принятому правительством области Трансвааль «закону о регистрации», по которому жительство индусов разрешалось лишь после сдачи отпечатков пальцев и получения в полиции особого регистрационного удостоверения.

В те годы Ганди ещё высоко ценил цивилизаторскую миссию британской колониальной империи. По этой причине, выступая против отдельных мер англичан, он в целом демонстрировал лояльность их власти. Во главе сформированного им корпуса индийских санитаров Ганди участвовал на стороне британцев в Англо-бурской войне (с 1899) и в подавлении восстания зулусов (1906).

В 1915 Мохандас Карамчанд вернулся в Индию. Как религиозный гуру он основал уединённую обитель для учеников – ашрам Сабармати – на окраине города Ахмадабада. Ганди и на родине продолжил общественную деятельность. Он вступил в крупнейшую патриотическую партию – Индийский Национальный конгресс (ИНК) – и в 1918 получил большую известность, возглавив направленные против британских притеснений сатьяграхи в Чампаране (область Бихар) и Кхеде (Гуджарат). Народ преисполнился уважения к подвижнику-патриоту и стал называть его Бапу («Отец») и Махатма («Великая душа»).

Протесты индийцев против сурового акта Роулетта привели к столкновениям с британцами и расстрелу туземной толпы в пенджабском городе Амритсар (апрель 1919, погибло около 400 человек). В ответ Ганди, ставший теперь уже самым авторитетным вождём ИНК, организовал общенациональную сатьяграху – «движение несотрудничества» с колонизаторами. Участники этого движения потребовали для Индии самоуправления – свараджа. Махатма распространял в народе и идею свадеши – экономической самостоятельности от Англии, выступая за бойкот привозимых из Европы товаров, за развитие внутри страны ручного прядения, ткачества и т. п. Махатма остановил сатьяграху после нарушения принципа ненасилия во время инцидента в Чаури-Чаура (февраль 1922), где толпа разъярённых индийцев сожгла 21 полицейского. В марте 1922 Ганди был арестован англичанами «за подстрекательство к мятежу» и осуждён на шесть лет тюрьмы.

В феврале 1924 его освободили по состоянию здоровья. Индийское движение утихло, но в конце 1920-х вновь стало расти. В декабре 1928 Ганди и ИНК потребовали от британского правительства предоставить Индии статус доминиона, дав «год на размышление». Англичане отвергли это требование, и весной 1930 Махатма открыл широкую агитацию за массовый неплатеж налогов. В марте – апреле 1930 Ганди лично возглавил 400-километровый Соляной поход своих сторонников из Ахмадабада в местечко Данди, на морской берег, где выпарил соль в знак нарушения колониальной монополии на неё.

Ганди, Соляной поход

Ганди во главе Соляного похода, 1930

 

Эта новая сатьяграха была остановлена весной 1931 в обмен на обещание англичан реформировать управление Индией. Но «конференция круглого стола», собранная в Лондоне по этому поводу, дала мало результатов. Британский Акт об управлении Индией 1935 года расширил права уже существовавших в стране провинциальных законодательных собраний и увеличил с 5 до 30 млн. число людей, имевших право избирать их депутатов, однако ИНК считал эту уступку недостаточной.

С середины 1930-х Ганди деятельно агитировал за смягчение кастовой системы и особенно – за лучшее обращение с неприкасаемыми.

Недовольство в Индии вновь резко возросло, когда англичане вовлекли страну во Вторую Мировую войну без её собственного согласия. Часть членов Индийского Национального конгресса во главе с Субхасом Чандрой Босом даже искала в войне союза против Англии с державами Оси и Японией. Ганди объявил любой альянс с фашистскими державами безнравственным, воздержался от новой массовой кампании протеста, но призвал до новых уступок англичан Индии вести индивидуальную сатьяграху и не поддерживать британских военных усилий. Английская «миссия Криппса» весной 1942 предложила вождям Конгресса статус доминиона после войны, но с правом любой области отказаться от этого него. «Правом отказа» могли воспользоваться прежде всего индийские мусульмане, которые уже тогда не желали жить в одном государстве со сторонниками индуизма. ИНК отверг предложение Криппса, усмотрев в нём стремление к расколу страны, и летом 1942 под влиянием Ганди издал резкую резолюцию «Покиньте Индию!»

Ганди и Неру

Махатма Ганди и Джавахарлал Неру, 1942

 

Под её влиянием вновь началось массовое антибританское движение. Англичане подавили его, арестовав более 60 тысяч человек. В тюрьме оказались лидеры Конгресса и Ганди. Махатма был освобождён по здоровью лишь в мае 1944, а вожди ИНК – только к концу войны.

По окончании войны уже никто не сомневался, что дни английского владычества в Индии сочтены. Ганди твёрдо ратовал за сохранение единства страны после падения колониализма, но Мусульманская Лига и её вождь Джинна тяготели к созданию отдельного независимого исламского государства – Пакистана. Английская миссия Петик-Лоуренса весной 1946 предложила создать на месте британской Индии рыхлую федерацию из одной индусской и двух мусульманских частей. Отношения между индусами и магометанами тогда уже столько обострились, что ИНК, вопреки мнению Ганди, принял этот план. Но ещё до его осуществления начались жестокие религиозные схватки.

Весной 1947 новый английский вице-король Индии, Маунтбеттен, выработал новый план: раздела Индии на два доминиона, индусский и мусульманский, уже без всякой федерации. Этот проект и был воплощён в жизнь вслед за уходом англичан, 15 августа 1947. Махатма мучительно скорбел из-за провала двух главных идей его жизни: единства родины и ненасилия. Установление границ между доминионами сопровождалось усилением религиозной резни. В ходе неё более 10 млн. индусов и мусульман бежало из родных мест, около 1 млн. были убиты. В октябре 1947 началась уже формальная индо-пакистанская война.

Ганди агитировал в Дели за примирение с мусульманами. Это вызвало ярость у крайних индусских националистов. 30 января 1948 один из них, Натурам Годсе, убил 78-летнего Ганди во время публичной проповеди выстрелами из пистолета.

 

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.