Войны арийцев на Ганге (см. статью Древняя Индия) вводят нас в цикл индийских эпических преданий. Великие индийские эпопеи, Махабхарата и Рамаяна выросли на почве этих переселений, как Песнь о Нибелунгах на почве переселений германских племен, а песни Гомера на почве Троянской войны и соединенных с этой войной странствований героев.

Когда арийцы жили еще в бассейне Инда, у них уже были, как мы видим из Ригведы, песни исторического и военного содержания. Боевые и победные песни возбуждали их отвагу в племенных междоусобиях. На похоронах и при жертвоприношениях за умерших они воспевали подвиги павших героев, – поддерживали этим воспоминания о прошлом и одушевляли молодые поколения стремлением к таким же подвигам. А если народ любит пение и военную славу, то у него не бывает недостатка в певцах и поэтах, удовлетворяющих этому его влечению, сохраняющих и увеличивающих сокровище поэтических преданий. По тесной связи героических песен с богослужением и мифами, эти певцы принадлежат обыкновенно к жреческому сословию; потому в древнейшие времена жрецы были хранителями национальной поэзии, возжигающей в людях чувства славы и чести.

 

Рамаяна. Мультфильм на сюжет индийского эпоса

 

Итак, очень может быть, что арийцы уже имели богатый запас героических песен, когда стали переселяться с Инда на Ганг. Но на Ганге они вели войны и совершали подвиги, далеко превосходившие величием все прежние их дела; и масса материала для поэзии возросла до того, что время энергичной борьбы на Ганге стало средоточием героического эпоса. Когда военное волнение улеглось и жизнь получила мирный ход, песни о битвах и героях, первоначально звучавшие вероятно простым, страстным тоном сильных впечатлений и восторженного чувства, мало-помалу превращались в спокойный рассказ. И чем далее в прошлое отодвигались дела и судьбы героев, тем исключительнее переносился на немногие, самые славные имена, весь материал эпоса. Менее значительные образы и факты исчезали, пестрое разнообразие событий вводилось в один рассказ об одном герое, и наконец эти рассказы были собраны искусными компиляторами в две большие поэмы, Махабхарату и Рамаяну. Составителем Махабхараты был, как говорит предание, Вьяса, автором Рамаяны – Вальмики; оба они, подобно Гомеру, принадлежат области мифа.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.