Ветхозаветное сказание о пророчице Деворе относится к началу жизни евреев в Палестине. В это так называемое время судей воинственные южные колена еврейского народа (Иудино и Вениаминово) обезопасили себя от нападений иноземцев, но северные колена (Нафтали, Зевулон, Исахар, Ашер) должны были вести борьбу с туземными племенами. Северная часть недавно занятого евреями Ханаана (Палестины) не была целиком покорена при Иисусе Навине, и многие ханаанейцы продолжали жить в своих укрепленных городах, посреди владений израильтян. Эти мелкие туземные народы ненавидели израильтян, отнявших большую часть их земли, и пользовались всяким случаем, чтобы мстить завоевателям. Царь Явин стал во главе туземных племен и в течение многих лет жестоко угнетал израильтян из колен Нафтали и Зевулона. Военачальник его Сисара, имевший большое войско и много железных боевых колесниц, держал в страхе все израильское население. Многие израильтяне из северных колен бежали от гнета врагов в уделы эфраимитов.

В то время на горе Эфраимовой жила мудрая женщина, по имени Девора. Ее считали пророчицей, то есть человеком вдохновенным, близким к Богу; к ней приходили за советом и разрешением споров. Сидя под пальмой, пророчица Девора поучала и судила народ. Узнав от северных беглецов о притеснениях, которым подвергаются их братья от жестокого Сисары, Девора стала призывать народ к дружной борьбе с угнетателем. Она призвала к себе воина Барака, из колена Нафтали, и велела ему идти во главе израильского ополчения против военачальника Сисары. Барак сказал ей: «Если ты пойдешь со мною, то я пойду». – «Хорошо, – ответила Девора, – я с тобою пойду, но это твоей славы не увеличит, ибо скажут, что женщина одержала победу на войне».

Пророчица Девора

Пророчица Девора. Иллюстрация Гюстава Доре

 

Барак собрал десятитысячное войско из колен Нафтали, Зевулона и других и отправился с пророчицей Деворой к горе Фавор. Услышав о вооружении израильтян, грозный полководец Сисара собрал всю свою конницу и двинулся к потоку Кишон, близ горы Кармель. Тут произошло решительное сражение. Войско Сисары со своими тяжелыми колесницами не могло свободно действовать в гористой местности, между тем, как легкая израильская пехота наносила ему удар за ударом. Неприятель был совершенно разбит.

Сисара пешком бежал и скрылся в шатре Яили, жены одного старейшины из дружественного израильтянам племени кенитов. Яиль приняла Сисара с притворною ласкою, напоила его молоком и посоветовала отдохнуть. Когда Сисара уснул, Яиль взяла острый кол от шатра и молотом вбила его в голову спящему; Сисара умер на месте. Таким образом, северные колена израильтян освободились от тяжкого гнета. Сохранившаяся в Ветхом Завете Библии «песнь Деворы» рисует в ярких образах настроение евреев в этой войне с соседними народами:

 

Встань, о Девора, запой свою песнь!
Встань ты, Барак, Авиноамов сын,
Веди своих пленных из битвы!..
Вот появился Эфраимов род,
Вслед за ним – рать Веньямина,
Шествуют гордо вожди Зевулона,
Тут и князья Исахара с Деворой,
Тут и народ Исахара с Бараком...
Появились цари, и сразились они,
И сразились цари Ханаана.
С ними кто-то сражался с небес,
С путей своих звезды боролись с Сисарой...
Блаженна Яиль среди женщин шатра!
Воды он просил – подала молока,
Дала ему сливок в почетном ковше.
Руку она протянула к болту,
Правой – работников молот взяла,
Череп ударом разбила ему,
Ранив, пронзила Сисары висок.
Весь изнемогши, к ногам ее пал,
Там, где склонился – и дух испустил.
Через окошко на дорогу
Смотрит, плачет мать Сисары:
Что же медлит колесница,
Что нейдут его повозки?
Молвят умные средь женщин
И сама она вещает:
Ведь они добычу взяли,
Меж собой добычу делят,
Тканей пестрых изобилье,
Ткани шитые для женщин...
Так да гибнут Твои, Иегова, враги,
А любимцы Твои да сияют, как блеск восходящей зари!