Давид, второй царь израильский, воплощает в себе идеал всех совершенств по представлениям еврейского народа и вследствие этого является крупною фигурою и для христианского учения о Мессии.

Давид, сын Иессея, состоятельного человека из колена Иудина, родился в Вифлееме. В ранней юности он уже отличался храбростью в походах царя Саула. Он убил в единоборстве филистимского богатыря Голиафа, за что Саул сделал его начальником своих телохранителей и принял к своему столу. Он дал Давиду в жены дочь свою Мелхолу, а сын его Ионафан сделался ближайшим другом Давида. Но так как Саул заподозрил Давида в том, что тот вместе с Самуилом и группою священников, недовольной вновь учрежденною царскою властью, составил против него заговор, то Давид принужден был бежать от его гнева.

Давид и Голиаф

Давид с головой убитого Голиафа. Художник О. Джентилески, ок. 1610

 

Давид пытался побудить к восстанию одно из 12-ти израильских колен – колено Иудово, но восстание было подавлено, и Давид нашел убежище у исконных врагов своего народа, филистимлян. С их помощью, он поднял знамя бунта против Саула и вступил на филистимскую службу. Когда же Саул и его сын Ионафан, друг Давида, пали в битве с филистимлянами, Давид возвратился на родину и был провозглашен в Хевроне царем, сначала только над коленом Иудовым, а потом и над всеми остальными.

По обычаю всех восточных деспотов, Давид начал свое правление с того, что истребил все мужское поколение Саула; но его блестящее царствование заставило забыть все его жестокие деяния. Он завоевал город народца иевуситов, на месте которого основал сильную крепость Сион. В продолжение первых 13 лет Давид вел счастливые войны с филистимлянами, моавитянами, идумеями, аммонитянами, сирийцами и другими врагами своего народа, так что царство его распространилось от северного угла Красного моря и границы Египта до Дамаска. Свою боевую добычу он посвящал Иегове и воздавал ему хвалу и благодарность за спасение от стольких опасностей и за доставленные ему победы во вдохновенных гимнах.

Давид выработал прочную организацию для своего государства. Город иевуситов, названный им Иерусалимом, он избрал своей столицею. Он построил себе там дворец, укрепил город и увеличил его переселением туда жителей соседних колен. Затем он перенес в Иерусалим ковчег завета и сделал его средоточием национального культа, охрану и отправление которого поручил учрежденной им и преданной ему корпорации священников. Из дани, выплачиваемой ему побежденными народами, и из доходов с царских имуществ Давид образовал значительную казну и учредил, состоявший большей частью из иноземцев, отряд государевых телохранителей. Из всех способных носить оружие мужчин он организовал войско, которое разделил на 12 отрядов по 24,000 чел. в каждом. Князья и судьи каждого колена назначались им самим.

 

Царь Давид. Научно-популярный фильм

 

Но правление Давида все-таки отличалось деспотическим произволом, и он сильно подчинялся влиянию своих бесчисленных жен. Вследствие этого явилось много недовольных, во главе которых стал сын его Авессалом, задумавший свергнуть отца с престола. Давид должен был бежать на левый берег Иордана и с оружием в руках возвращать себе собственное царство. Незадолго до смерти Давида произошло новое восстание вследствие того, что он назначил наследником не старшего из оставшихся в живых сыновей (Адонию), а Соломона, сына любимой жены Вирсавии, которую он раньше отнял у военачальника Урии. Попытка Адонии отстоять свои права не удалась.

Давид умер около 965 до Р. X. Его правление по одной из наиболее вероятных хронологий относится к 1005-965 гг. Заслуги Давида перед народом израильским были велики. Священники, обязанные ему своим значением и властью, восхваляли его за его глубокую и твердую веру в единого Бога и называли его «мужем по сердцу Господа». Но рядом с несомненными качествами: храбростью, умом и осмотрительностью, он проявлял и много пороков: был себялюбив, жесток и мстителен. Даже на смертном одре он наказывал Соломону умертвить тех людей, которым обязан был троном или которым он обещал пощадить их.

Входящие в Ветхий Завет Псалмы Давида – произведение первостепенной важности для изучения как поэзии, так и религии евреев. Повествование о жизни Давида содержится в Книгах царств (I, гл. 16 и сл.; II, гл. 1 – 12) и Паралипоменон (I, гл. 11 – 17).

Давид и события его жизни являются излюбленной темой в произведениях многих художников. Давид, как прообраз Христа – в виде пастыря со стадом – и как псалмопевец, часто изображается на древнехристианских мозаиках и в других произведениях живописи (лучшие – Гвидо Рени, Доменикино). Другие события его жизни, особенно битва с Голиафом, помазание Самуилом, грех с Вирсавией, покаяние и пр. также давали темы для картин знаменитейших художников.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.