XVIII. Народные реформации второй половины XVII века
(окончание)
История шотландской реформации. – Мария Стюарт и новая революция.
Джон Нокс - вождь Реформации в Шотландии
К истории религиозно‑политических движений во Франции и Нидерландах мы еще должны будем возвратиться, а здесь подробнее рассмотрим лишь кальвинистическую реформацию в Шотландии, начало которой также относится к 1555–1559 годам.
Королевская власть в Шотландии в средние века была очень слаба: с одной стороны, феодальная аристократия отличалась в этой стране особым духом независимости, с другой – чувством свободы проникнут был и простой народ. Царствовавшая здесь династия Стюартов находилась в постоянной борьбе со своими подданными. Последние то и дело восставали против своих королей, которые, стремясь возвысить собственную власть, не останавливались ни перед какими средствами. Шотландские революции реформационного периода были лишь продолжением прежних восстаний, но с утверждением кальвинизма борьба шотландцев с королевскою властью получила религиозный характер войны избранного народа Божия с идолопоклонническими государями и сопровождалась поэтому усвоением с континента политических идей кальвинизма.
В 1542 г. умер шотландский король Иаков V, оставив только что родившуюся дочь Марию. Регентшей государства сделалась её мать Мария из известной французской фамилии Гизов. Маленькая Мария Стюарт воспитывалась во Франции, где и вышла замуж за дофина, впоследствии короля Франциска II. Овдовев в конце 1550 г., она летом следующего года прибыла в свое королевство совсем еще молодой женщиной. В это время в Шотландии уже совершился протестантский переворот. Еще при жизни её отца из Германии и Англии к шотландцам стало проникать реформационное учение, но его последователей тогда же начали преследовать и казнить. Многие тогда оставили родину, и в их числе были историк и поэт Джорж Бьюканан (Buchanan) и профессор богословия Джон Нокс (Knox). Между тем в регентство Марии Гиз в Шотландии происходили смуты, и велась война с Англией. Правительство призвало на помощь французское войско, а после отражения английского нашествия удержало его для целей внутренней политики. Впрочем, по разным соображениям королева‑мать перестала стеснять протестантов: многие английские протестанты в эпоху реакции, происшедшей в Англии при Марии Тюдор (1553–1558), даже нашли приют в Шотландии. В эти‑то годы и выступил на сцену организатор кальвинистического движения в стране Джон Нокс. Во время одной схватки в Шотландии он попал в плен к французам, и французское правительство продержало его полтора года на галерах, но потом он уехал в Англию, где Кранмер дал ему должность священника. Воцарение Марии Тюдор заставило его переселиться в Женеву. Он быстро сошелся с Кальвином и усвоил его церковные воззрения. В сравнении с англиканскою церковью кальвинизм гораздо более соответствовал его стремлениям и воззрениям: Ноксу нравилась его республиканская организация, нравилась суровая простота его культа, чуждая всякого «суеверия» и «идолослужения». Нокс – вообще одна из крупных личностей протестантизма. Это была натура, родственная Кальвину, фанатическая, в моральном отношении весьма строгая, в основе своей честолюбивая. Эти черты соединялись в Ноксе с теократическим рвением ветхозаветного пророка и с любовью к свободе, отличавшей шотландскую нацию. Неограниченная власть где бы то ни было – в церкви ли, в государстве ли, все равно – была противна всему существу Нокса, и он думал, что если государи и высшие классы не хотят исполнять священной своей обязанности – уничтожить суеверие и идолослужение, то обязанность эта переходит к общине. В 1554 г. его пригласили в проповедники общины английских протестантов во Франкфурте, сблизившейся с кальвинистами. Здесь, однако, он не ужился, опять уехал в Женеву со многими последователями, утверждавшими, что каждая община по‑своему может устраивать свое богослужение. Приехав в 1555 г. в Шотландию, Нокс нашел здесь уже не малопоследователей реформации и среди дворян, и в народе. Здесь он стал проповедовать новое учение, а главное – организовал его сторонников для общей церковной жизни и для предстоявшей им борьбы, придав своей проповеди характер самой ожесточенной ненависти к католицизму и самого энергичного протеста против безнравственности двора и клира. Потом он опять уехал в Женеву, откуда письмами продолжал руководить своими единоверцами.
В конце 1557 г. несколько протестантских вельмож (в их числе побочный брат королевы, впоследствии граф Муррей) заключили между собою «ковенант», обязавшись отречься «от сонмища Антихриста с мерзостным суеверием его и идолослужением», дабы установить евангельскую общину Иисуса Христа. С религиозным мотивом у них соединялся и политический – недовольство регентшей, которая посредством брака своей дочери с французским дофином хотела как бы слить Шотландию и Францию воедино и, следуя французской политике, снова стала притеснять протестантов. К этому союзу стали присоединяться массы, и тогда «лорды конгрегации», как назывались инициаторы движения, потребовали у правительницы и парламента восстановления «божественной формы первоначальной церкви», богослужения на родном языке по англиканскому «Общему служебнику» и права приходам выбирать своих священников, дворянству отдельных епархий – епископов. Парламент на это не согласился, регентша же, хлопотавшая по смерти Марии Тюдор о возведении своей дочери Марии Стюарт на английский престол вместо Елисаветы, которую папа объявил незаконнорожденною, соединилась со сторонниками католической реакции на континенте для подавления ереси и в Шотландии. Это заставило шотландских протестантов обратиться за помощью к Елизавете. Это было в 1559 г. Нокс снова возвратился в Шотландию, и вот началась бурная народная реформация с иконоборческим характером, с разрушением и разграблением монастырей. Против «Христовой конгрегации» правительница выставила военную силу. Произошло междоусобие, в которое вмешалась Франция, чтобы овладеть Шотландией, идти на Англию и низвергнуть там Елизавету в пользу Марии Стюарт, сделавшейся в том же самом году и французской королевой. Такой оборот дела заставил английскую королеву оказать помощь ковенантерам, к которым присоединились и некоторые шотландские католики, боясь господства французов. «Лорды и общины шотландской церкви» решились тогда отнять власть у регентши, и Нокс составил мемуар, в котором доказывал цитатами из ветхого завета, что низлагать идолопоклоннических правителей – дело, угодное Господу. Образовалось временное правительство, одним из членов его был Нокс. В следующем однако году (1560) враждующие партии при уступчивости, обнаруженной со стороны Франции, и при вмешательстве Англии примирились. По так называемому эдинбургскому договору французские войска были выведены из Шотландии, парламент (или, вернее, конвент), состоявший в громадном большинстве из сторонников реформации, ввел в Шотландии кальвинизм и произвел секуляризацию церковной собственности, распределив большую часть церковных земель между дворянством. Мария, жившая в это время еще во Франции, отказалась утвердить это решение, и её дяди Гизы, управлявшие Францией при Франциске II, уже думали о насильственном подавлении происшедшего в Шотландии переворота, когда смерть Франциска II отняла у них власть. Шотландская церковь, получившая название пресвитерианской, заимствовала из Женевы суровый режим кальвинизма и очень высоко поставила у себя духовенство, управлявшее ею на своих синодах. Благодаря участию в шотландском реформационном движении дворянства, сильно поживившегося на счет церковной собственности, эта республиканская организация отличалась и аристократическим характером.
Католичка и, по воспитанию своему, француженка, Мария, приехав на родину вскоре после переворота, попала в самое невозможное положение. Нокс и другие деятели реформации не только обличали её «идолослужение» и молились в церквах об её освобождении из «плена Сатаны», но и мешали ей пользоваться католическим богослужением. В 1565 г. она вышла замуж за лорда Дарнлея и имела от него сына Иакова, но вскоре разошлась с мужем, который затем погиб во время взрыва и пожара в его доме. После этого она вышла замуж за лорда Ботвеля, хотя его прямо обвиняли в убийстве Дарнлея. Произошло новое восстание» результатом чего было низложение Марии Стюарт и возведение на престол её малолетнего сына под именем Иакова VI. Сама Мария должна была бежать в Англию (1568), к своей сопернице Елизавете, и та задержала ее в плену. В этом восстании политические страсти соединились с религиозными: пока Мария царствовала, строгие законы против католиков не исполнялись, и Нокс даже жаловался на увеличение идолослужения. Поэтому в перевороте 1567 г. он принял весьма деятельное участие. Теперь новый регент (Муррей, брат королевы) созвал парламент, снова утвердивший в Шотландии господство пресвитерианской церкви и издавший ряд законов против католиков. Воспитание маленького короля было поручено горячему кальвинисту Бьюканану, страстному противнику Марии Стюарт, бывшему историком шотландской реформации (Rerum scoticarum historiam) и автору политического трактата (De jure regni apud Scotas) в духе народовластия.
Кальвинизм проник и в Англию, где его последователи, гонимые светскою властью и официальною церковью, получили название пуритан, так как «очищали» свою церковь от остатков католицизма, сохранившихся в англиканизме.