читайте также статью Аполлоний Тианский – биография

В III веке, когда христианство быстро распространялось, его проповедники говорили тоном уверенности в победе, а защитники язычества видели надобность собрать все силы на борьбу, искали нового оружия. В это время литератор Флавий Филострат по поручению императрицы Юлии Домны, жены Септимия Севера, написал биографию знаменитого мудреца-неопифагорейца Аполлония Тианского. Это довольно большое сочинение составлено из восьми книг. При его написании Филострат пользовался воспоминаниями учеников Аполлония, в особенности дневником Дамида Ниневийского, который сопровождал учителя в его путешествиях и оставил записки о его жизни, учении и чудесах.

Главные черты жизни Аполлония Тианского по Филострату были следующие: он родился (в начале нашей эры) в каппадокийском (на востоке Малой Азии) городе Тиане (население этого города было греческое). Рождению Аполлония предшествовало, данное его матери, божественное предвозвещение, что она родит Протея – того бога прорицателя, которому известно все сокровенное, далекое и будущее. Аполлоний был рожден ею на лугу. Он был прекрасен собой. Когда ему было 14 лет, он был отдан в ученье оратору Эвтидему, жившему в Тарсе. Но, гнушаясь развратом, господствовавшим в этом городе, Аполлоний скоро удалился оттуда в город Эги. В Эгах он изучал системы Платона и Хрисиппа, и с «невыразимой таинственной любовью» предался пифагорейской философии. По словам Филострата, шестнадцатилетним юношей Аполлоний Тианский уже строго исполнял все её заповеди, воздерживался от мяса и вина, носил льняную одежду и не стриг волос. Он поселился в храм Асклепия и посвятил всего себя на служение этому богу.

Прекрасная, величественная наружность, нравственные и умственные достоинства скоро доставили Аполлонию великую славу. Потом он жил в Антиохии, в других городах, проводя свою молодость в непрерывном исполнении правил пифагорейской добродетели, в ученых занятиях, религиозных размышлениях, беседах с благочестивыми жрецами. У него возникла мысль о далеком путешествии: он хотел познакомиться с индийскими мудрецами. Филострат описывает, как в сопровождении двух служителей Аполлоний Тианский отправился в Ниневию. Там присоединился к нему Дамид, ставший с того времени его неразлучным спутником и задушевнейшим другом. Везде, куда приходили, они наблюдали нравы народов, осматривали все замечательное, и Аполлоний повсюду возбуждал удивление своей строгой добродетелью, глубиной знаний, мудростью речей. Он имел дар говорить на всех языках.

Аполлоний Тианский

Бродячий философ. Статуя конца II века н. э., найденная на Крите и, по некоторым предположениям, изображающая жившего там Аполлония Тианского

Автор фото - Christian Vandendorpe

 

Аполлоний довольно долго прожил в Вавилоне, где принял его с почетом благочестивый царь Бардан; он беседовал там с магами. Потом путники перешли Кавказ (т. е. Паропамис, «Индийский Кавказ»), «отделяющий индийскую страну от мидийской», переправились через Инд, и с рекомендательными письмами, данными им от благочестивого царя таксильского, прошли в священную страну, лежащую за рекой Гифасисом, пришли к тому холму, на котором живут индийские брахманы, соединенные в святое общество. Их старейшина Иарх возбудил своими знаниями и мудростью удивление Аполлония. «Аполлоний, – сообщает Филострат, – участвовал во всех открытых а тайных беседах этих мужей, знающих все и считающих себя богами за свою праведную жизнь. Они беседовали о предвещаниях небесных светил, о предвидении будущего, и жертвах и призываниях, приятных богам, и все, что видел он, внушало ему удивление к глубокой тайной мудрости этих мужей, в особенности Иарха».

Пробыв там четыре месяца, Аполлоний Тианский возвратился через Вавилон и Ниневию в Антиохию, оттуда поехал через Кипр и Ионию, «возбуждая удивление и глубокое почтение к себе во всех, умеющих ценить мудрость». В ионийских городах он принёс пользу людям своими нравственными поучениями. Он советовал им заниматься философией, жить единодушно, заботиться о хорошем управлении своими общественными делами. В Эфесе Аполлоний чудотворно избавил народ от моровой язвы. В Пергаме он исцелил многих больных. Он отправился в Грецию через Илион и Лесбос, «где почтил погребенного там Паламеда, как божественного мужа, от которого произошла премудрость». В Греции Аполлоний посетил знаменитые города и храмы, беседовал со жрецами, присутствовал на олимпийских играх. Потом через Крит, родину Зевса, он приехал в Рим.

Император Нерон тогда воздвиг там тяжкое гонение на философов и прорицателей. Филострат сообщает, что робкие люди советовали Аполлонию не ездить в Рим, но он безбоязненно пошёл с восемью учениками в этот город, публично учил там в храмах и беседовал одинаково с незнатными и знатными, приходившими к нему. Тигеллин, префект претория, счёл опасным человека, показывавшего такое знание божественных предметов, и призвал его на свой суд. Но Аполлоний вышел из допроса победоносно. Тигеллин не отважился взять под стражу человека, одаренного, как он увидел, божественной силой. Из Рима Аполлоний Тианский отправился в Испанию, прошел ее до Гадеса (Кадиса), потом через Сицилию и Африку возвратился в Грецию. Получив посвящение в Элевсинские таинства, он отправился и Египет. Александрийцы, до которых доходила слава Аполлония, приняли его как бога. В Александрии он, согласно рассказу Филострата, имел разговор с Веспасианом и предсказал ему, что Вителлий будет убит, и он будет императором.

Философ Эвфрат, бывший до той поры другом и приверженцем Аполлония, поссорился с ним в Александрии. Аполлоний с десятью учениками отправился по Нилу в Эфиопию к гимнософистам. По пути он посещал все храмы и святые места и беседовал со жрецами о религии. Беседовал он и с гимнософистами о религиозных и философских предметах, но нашел, что они далеко уступают мудростью индийцам. С их старейшиной он беседовал об искусстве и доказал ему, что «художник не только подражатель, но, силой своего воображения, и творец». Он посетил источник Нила, и, вернувшись оттуда, проехал в Аргос Киликийский, где беседовал с Титом о правительственном искусстве. Потом он жил в разных странах и городах, повсюду учась и уча, исцеляя больных и совершая чудеса.

В двух последних книгах жизнеописания Аполлония Тианского Филострат рассказывает о страданиях и опасностях, которым подвергался он при императоре Домициане. Эвфрат донес этому тирану, что Аполлоний имеет сношения  Нервой и другими людьми, которых злодей считал своими врагами, что он предсказалНерве получение императорского престола. Домициан велел заковать Аполлония и бросить его в темницу. Призванный на суд, Аполлоний произнес речь, в которой подробно и блистательно опроверг обвинения в политических злоумышлениях и в чародействе, изложил свои правила, объяснил свои цели, свою деятельность и, сказав, что император не властен ни над душой, ни над телом его, внезапно исчез из зала суда. В тот же миг он явился в Путеолах своим друзьям Дамиду и Димитрию, к великому изумлению их, потом отправился в Олимпию и поселился там в храме Зевса.

Когда по Греции, считавшей его погибшим, разнеслась весть о его спасении, знатнейшие пожилые люди и юноши из всех городов пришли и Олимпию видеть и слышать его и чтили Аполлония Тианского, как бога. Через 40 дней он отправился в беотийский город Лебадею, посетить пещеру Трофония. Его сопровождало множество народа; толпы теснились к нему, чтобы слышать из его уст слова мудрости, которую он безвозмездно излагал всем желающим. Последние годы жизни Аполлоний Тианский провел в Эфесе, окруженный множеством учеников. Там он видел духовными очами, как убивают Домициана приближенные, возвестил присутствующим смерть тирана и в письме к Нерве дал новому императору советы о правительственных делах, Потом он уединился от взора людей, чтобы умереть без свидетелей, а Дамида послал в Рим, сказав ему: «Хотя ты и будешь философствовать по собственным понятиям, но имей всегда перед глазами меня».