В лице героя «Мертвых душ» Плюшкина вывел Гоголь скрягу-психопата. Он указал в этом жалком старике ужасные следствия страсти «приобретать» без цели, – когда само приобретение делается целью, когда теряется смысл жизни.

В «Мертвых душах» показано, как из разумного практического человека, нужного для государства и семьи, Плюшкин обращается в «нарост» на человечестве, в какую-то отрицательную величину, в «прореху»... Для этого ему нужно было только утратить смысл жизни. Прежде он работал для семьи. Его идеал жизни был тот же, что и у Чичикова, – и Плюшкин был счастлив, когда шумная, радостная семья встречала его, возвращающегося отдохнуть домой. Потом жизнь его обманула, – он остался одиноким, злобным стариком, для которого все люди казались ворами, лгунами, разбойниками. Некоторая наклонность к черствости с годами увеличивалась, жестче делалось сердце, тускнел прежде ясный хозяйственный глаз, – и Плюшкин потерял способность различать крупное от мелкого в хозяйстве, нужное от ненужного, – все внимание, всю свою бдительность устремил он на домашнее хозяйство, на кладовые, ледники...

 

Мертвые души. Краткое содержание по главам. Иллюстрированная аудиокнига

 

Крупным хлебным хозяйством он перестал заниматься, и хлеб, главное основание его богатства, годами гнил в сараях. Зато Плюшкин собирал всякую рухлядь в своем кабинете, даже у своих же мужиков крал ведра и другие вещи. Он терял сотни, тысячи, так как не хотел уступить копейки, рубля.

Плюшкин совсем выжил из ума, и душа его, никогда не отличавшаяся величием, совсем измельчала и опошлела. Плюшкин сделался рабом своей страсти, жалким скрягой, ходящим в лохмотьях, живущим впроголодь. Нелюдимый, угрюмый, доживал он свою ненужную жизнь, вырвав из сердца даже родительские чувства к детям. (См. Портрет Плюшкина, Описание усадьбы Плюшкина, Интерьер дома Плюшкина.)

Мертвые души. Плюшкин

Плюшкин. Рисунок Кукрыниксов

 

Плюшкина можно сопоставить со «скупым рыцарем» Пушкина, с тою только разницей, что у Пушкина «скупость» представлена в трагическом освещении, – у Гоголя в комическом. Пушкин показал, что сделало золото с человеком доблестным, человеком крупным, – Гоголь в «Мертвых душах» показал, как извратила копейка обыкновенного, «среднего человека»...

Впрочем, Гоголь, так гуманно относящийся ко всем людям, даже к падшим, не удержался от того, чтобы не бросить одного луча света в деревянное сердце и этого героя «Мертвых душ», – когда Плюшкин вспомнил свое детство, школу, товарищей, – на минуту согрелось его сердце, теплее сделался его потухший взор. Так в сердце пушкинского скупого барона воспоминание о былой дружбе с умершим герцогом, о днях боевой славы, тоже согревает охладевшее сердце.

Подробнее о Плюшкине читайте в статье Гоголь, «Мертвые души», глава 6 - краткое содержание. На нашем сайте можно также ознакомиться с материалами Гоголь Николай Васильевич – биография, Гоголь – биография и творчество