Глава 1

Летом 1956, с началом хрущевской оттепели, А. Солженицын, отсидевший ранее большой срок в сталинском ГУЛАГе, вернулся из пыльной казахстанской ссылки в Центральную Россию. Благодаря новым веяниям, недавнему зэку не отказали теперь стать школьным учителем во владимирской деревне Мильцево (в рассказе - Тальново). Солженицын поселился в избе местной жительницы Матрены Васильевны – женщины лет шестидесяти, часто болевшей. У Матрены не было ни мужа, ни детей. Ее одиночество скрашивали лишь уставленные повсюду в доме фикусы, да подобранная из жалости колченогая кошка. (См. Описание дома Матрены.)

С теплой, лиричной симпатией А. И. Солженицын описывает в рассказе нелегкую жизнь Матрены. Многие годы у нее не было ни рубля заработка. В колхозе Матрена трудилась «за палочки трудодней в замусленной книжке учетчика». Вышедший после смерти Сталина закон наконец дал ей право добиваться пенсии, но и то не за себя, а за потерю пропавшего без вести на фронте мужа. Для этого полагалось собрать кучу справок, а потом много раз возить их в собес и сельсовет, за 10-20 километров. Изба Матрены была полна мышей и тараканов. Из живности она держала лишь козу, а питалась в основном картошкой размером не больше куриного яйца: крупнее ее песчаный, не удобренный огород не рождал.

 

Солженицын. Матрёнин двор. Краткий пересказ. Слушать аудиокнигу

 

Но и при такой нужде Матрена оставалась светлым человеком, с лучезарной улыбкой. Доброе расположение духа ей помогала поддерживать работа – походы за торфом в лес (с двухпудовым мешком за плечами по три километра), косьба сена для козы, хлопоты по хозяйству. По старости и болезням Матрену уже отпустили из колхоза, но грозная жена председателя то и дело приказывала ей бесплатно помогать на работах. Матрена легко соглашалась пособить без денег и соседям. Получив-таки от советского государства рублей 80 пенсии, она справила себе новые валенки, пальто из ношеной железнодорожной шинели – и считала, что жизнь ее заметно улучшилась.

Матрёнин двор

«Матренин двор» - дом Матрены Васильевны Захаровой в деревне Мильцево Владимирской области, место действия рассказа А. И. Солженицына

 

(См. краткое содержание 1-й главы подробнее.)

 

Глава 2

Вскоре Солженицын узнал и историю замужества Матрены. В молодости она собиралась выйти за соседа Фаддея. Однако того в 1914 забрали на германскую войну – и он безвестно канул на три года. Так и не дождавшись весточки от жениха, в убеждении, что он погиб, Матрена пошла замуж за брата Фаддея, Ефима. Но несколько месяцев спустя Фаддей вернулся из венгерского плена. В сердцах он грозил порубать топором Матрену с Ефимом, потом поостыл и взял за себя другую Матрену, из соседней деревни. Они с ней так и жили по соседству. Фаддей слыл в Тальново властным, скаредным мужиком. Жену он постоянно бил, хотя и имел от нее шестерых детей.

Шестеро было и у Матрены с Ефимом, но ни один из них не прожил больше трех месяцев. Ефим, уйдя в 1941 на другую войну, с нее не вернулся. Дружная с женой Фаддея Матрена выпросила у нее младшую дочку, Киру, десять лет воспитывала ее, как родную, а незадолго до появления в Тальново Солженицына выдала ее замуж за паровозного машиниста в деревню Черусти. Историю о двух своих женихах Матрена рассказала Александру Исаевичу сама, волнуясь при этом, как молодая.

Кире и мужу ее в Черустях надо было получить участок земли, а для этого – быстро поставить какое-нибудь строение. Старый Фаддей зимой предложил перенести туда горницу, пристроенную к матренину дому. Матрена и так собиралась завещать эту горницу Кире (а на дом метили трое ее сестер). Под настойчивыми уговорами жадного Фаддея Матрена после двух бессонных ночей согласилась еще при жизни своей, разломав часть крыши дома, разобрать горницу и перевезти в Черусти. На глазах хозяйки и Солженицына Фаддей с сыновьями и зятьями пришли в матренин двор, застучали топорами, заскрипели отрываемыми досками и разобрали горницу на бревна. Три сестры Матрены, узнав, как она поддалась на уговоры Фаддея, дружно обозвали ее дурой.

Матрёнин двор

Матрена Васильевна Захарова - прототип главной героини рассказа

 

Из Черустей пригнали трактор. Бревна горницы погрузили на двое саней. Толстомордый тракторист, чтобы не делать лишнего рейса, объявил, что потянет двое саней сразу – так ему и по деньгам выходило выгоднее. Бескорыстная Матрена, суетясь, сама помогала грузить бревна. Уже в темноте трактор с трудом потянул тяжкий груз с матрениного двора. Беспокойная труженица и тут не усидела дома – убежала со всеми, помочь в пути.

Вернуться живой ей было не суждено… На железнодорожном переезде трос перегруженного трактора лопнул. Тракторист с сыном Фаддея бросились ладить его, с ними туда же понесло и Матрену. В это время к переезду подошли, задом и не включив огни, два сцепленных паровоза. Неожиданно налетев, они насмерть разнесли всех троих, хлопотавших у троса, изувечили трактор, повалились с рельсов и сами. В крушение едва не попал подходивший к переезду скорый поезд с тысячей пассажиров.

(См. краткое содержание 2-й главы подробнее.)

 

Глава 3

На рассвете с переезда на санках под накинутым грязным мешком привезли все, что осталось от Матрены. У тела не было ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. А лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое. Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…

Деревня  стала собираться на похороны. Женщины-родственницы причитали над гробом, но в разговорах их проглядывала корысть. Не скрывалось, что сестры Матрены и мужнина ее родня готовились к схватке за наследство покойницы, за ее старый дом. Искренне рыдали лишь жена Фаддея и воспитанница Кира. Сам же Фаддей, потерявший в той катастрофе некогда любимую им женщину и сына, думал лишь о том, как спасти рассыпанные при крушении у железной дороги бревна горницы. Выбивая разрешение вернуть их, он то и дело метался от гробов к станционному и поселковому начальству.

Александр Солженицын

А. И. Солженицын в деревне Мильцево (в рассказе - Тальново). Октябрь 1956

 

В воскресенье Матрену и сына Фаддея похоронили. Прошли поминки. Фаддей через несколько дней вытягал у матрениных сестер сарай и забор, которые тут же с сыновьями разобрал и перевозил на саночках. Александр Исаевич переселился к одной из золовок Матрены, которая часто и всегда с презрительным недоумением говорила о ее сердечности, простоте, о том, как она «глупая, помогала чужим людям бесплатно», «за обзаводом не гналась и даже поросенка не держала».

А для Солженицына именно из этих небрежно бросаемых слов выплыл новый образ Матрены, какой он не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. Эта чужая сестрам, смешная золовкам нестяжательная женщина, которая не скопила имущества к смерти, схоронила шесть детей, но не нрав свой общительный, жалела колченогую кошку и раз ночью при пожаре бросилась спасать не избу, а любимые свои фикусы – и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

(См. краткое содержание 3-й главы подробнее.)

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.

Все описанные в «Матренином дворе» события происходили в действительности. Главную героиню рассказа звали Матреной Васильевной Захаровой. Деревня, где она жила, на самом деле именовалась не Тальново, а Мильцево (Владимирская область). А. И. Солженицын по возвращении из ссылки работал там учителем в августе 1956 – июне 1957.