Все кругом говорили, что жена Серёги Безменова – злая, капризная дура. Но Серёга считал, что односельчане просто завидуют ему. Свою Клару он любил до самозабвения. Потел от волнения, смотря, как она кокетливо ходит по горнице.
Шукшин. Беспалый. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Клара работала медсестрой в больнице. Там с ней и познакомился Серёга, пришедший на перевязку. Лицо Клары украшали очки, носик-сапожок и пышная рыжая причёска. Когда она начала перевязывать Серёгу, у него закружилась голова. На её вопросы он только мотал головой. Потом от избытка чувств даже заплакал, а Клара засмеялась.
Через восемнадцать дней они поженились.
Клара называла его «Серый», а он её «Кларнетик». Соседскую неприязнь к себе Клара чувствовала, но говорила, что «она этих пустолаек в упор не видит». Из-за жены Серёга разругался с роднёй и друзьями. Отработав трудный рабочий день трактористом, Серёга приходил домой и стирал бельё. Его мать поначалу возмущалась, что Клара «ксплотирует» мужа и заставляет его заниматься бабской работой. Но невестка сказала ей: зато Серёга занят делом и не пьёт. «Вам надо, чтобы он пошел в чайную и напился с дружками. Вас это устраивает? Что конкретно предлагаете? Это вы тут… распустили мужчин, потом не знаете, что с ними делать».
Серёге же с Кларой любая работа была не в стыд и не в тягость. Простирнёт бельишко, поцелует жену в носик, подивится мощному загибу ее бедер – и млеет от любви.
Но однажды случилось непредвиденное.
На каникулы в деревню приехал двоюродный брат Серёгин, Славка, студент-третьекурсник технического ВУЗа. Родные собрались за столом на встречу. Клара выделялась среди всех присутствующих: сидела гордая, умная, в красивом платье с медальоном, в своих очках и с густыми рыжими волосами. Образованный Славка сразу выделил её, и Серёге это было очень лестно.
«Для нас, технократов, во главе угла всегда – господин Факт», – говорил Славка, с удовольствием замечая, что все деревенские его слушают. «Но за фактом подчас стоят конкретные живые люди», – с улыбкой возразила Клара. «Если делать на это бесконечные сноски, человечество никогда не овладеет всеми богатствами природы», – небрежно отпустил Славка. «Медицине тоже не свойственно шарлатанство. Ибо всякий, кто берется лечить даже насморк человека, но не имеет на это соответствующего права, есть потенциальный преступник», – немедленно парировала Клара. На вопрос одного родственника, почему они с Серёгой не сыграли свадьбу, Клара отбрила: «Прочность семейной жизни исчисляется не количеством выпитых в застолье бутылок». Односельчане от таких умных фраз притихли, развесив уши.
Серёга был так горд за жену, что от волнения даже вышел на улицу и сел покурить. Однако прошло несколько минут, и рядом с собой на крыльце, за перегородкой он услышал два осторожных торопливых голоса: Кларин и Славкин.
«Чиженька мой, – ласково говорила Славке Клара, – да что же ты торопишься-то? Куда, куда? Ах ты, шалунишка!» «Технократ» бормотал что-то неразборчивое.
У Серёги померкло в глазах. «Кларнети-ик, ау-у! – заревел он, выходя из темноты. – А я вас счас буду убива-ать».
Дальнейшее Серёга помнил плохо. Он потом так и не мог объяснить, откуда в руке у него взялся топор. В памяти остался лишь момент, когда Клара прыжком махнула через забор – и её рыжая причёска взметнулась, как лошадиная грива… Серёге казалось, что у него разорвётся сердце. Чтобы прийти в себя хоть через сильную плотскую боль, он положил руку на жердь, тяпнул топором по пальцам – и отрубил указательный и средний. С тех пор Серёгу и звали «Беспалый».
Клара уехала в ту же ночь и больше не возвращалась. Беспалый Серёга потом крутил баранку трактора не хуже прежнего. Друзья и соседи корили его: как же сразу не заметил дрянной характер бывшей жены? Но беспалый Серёга покусывал травинку, смотрел вдаль и думал: ведь был праздник? Был. А где праздник, там и похмелье.