«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» – четвёртая и последняя в сборнике Гоголя «Миргород» (первая – «Старосветские помещики», вторая – «Тарас Бульба», третья – «Вий»).
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Краткий пересказ. Иллюстрированная аудиокнига
Гоголь «Повесть о том, как поссорился…», глава 1 – краткое содержание
В малороссийском Миргороде живут двое уважаемых дворян – Иван Иванович и Иван Никифорович. Земляки считают их обоих прекраснейшими людьми, хотя между ними и есть некоторые несходства. Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато сильно распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх. Иван Иванович чрезвычайно тонкий и чувствительный человек, который в разговоре никогда не скажет неприличного слова. Иван Никифорович, напротив, такие слова приплетает часто.
Оба они живут в собственных домах по соседству и прежде были такими между собою приятелями, каких свет не производил.
Иван Иванович и Иван Никифорович. Иллюстрация к повести Гоголя
Гоголь «Повесть о том, как поссорился…», глава 2 – краткое содержание
Однажды летом, отдыхая от жары в своём дворе, Иван Иванович увидел через забор, как тощая служанка Ивана Никифоровича вынесла проветривать его залежалое бельё. Глупая баба повесила на верёвку не только предметы одежды, но и седло, шпагу, потом вытащила и ружьё. Ивану Ивановичу давно хотелось иметь ружьё, тогда как сосед и друг его никогда не охотился. Иван Иванович встал и пошёл к Ивану Никифоровичу, чтобы выпросить у него ружьё или обменять на что-нибудь.
Толстый Иван Никифорович лежал в затенённой комнате на ковре совершенно голый. Оказалось, что ружьё он купил у турчина, когда несколько лет назад собирался в милицию. Иван Никифорович дорожил ружьём и не отдал его Ивану Ивановичу, хотя тот предлагал взамен откормленную бурую свинью, а потом добавил ещё два мешка овса. Разговор двоих друзей закончился ссорой. Иван Никифорович предложил Ивану Ивановичу поцеловаться со своей свиньёй, обозвал его обиднейшим словом «гусак» и под конец приказал своей бабе и хлопцу вывести соседа за дверь.
Гоголь «Повесть о том, как поссорился…», глава 3 – краткое содержание
С этого дня от былой приязни двух почтенных друзей не осталось и следа. Ссору стала раздувать Агафья Федосеевна, дама со станом, похожим на кадушку, которая неизвестно зачем ездила к Ивану Никифоровичу и подолгу у него проживала. Агафья Федосеевна была так сварлива, что некогда даже откусила ухо заседателю.
Вражда дошла до того, что на дворах Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича стали бить собак, перелезавших через плетень от соседа. В месте, где через этот плетень был перелаз, Иван Никифорович с дьявольской скоростью – за один день – выстроил большой гусиный хлев.
Иван Иванович был так возмущён этим поступком, что следующей же ночью взял пилу, прокрался к хлеву и подпилил деревянные столбы, на которых он стоял. Хлев с треском рухнул. Взволнованный Иван Иванович в лихорадке прибежал домой и ждал, что бывший друг в отместку за нанесённый ущерб подожжет дом его.
Гоголь «Повесть о том, как поссорился…», глава 4 – краткое содержание
Дойдя до расстройства нервов, Иван Иванович пришёл в миргородский поветовый (уездный) суд и подал туда иск на «известного всему свету своими богопротивными, в омерзение приводящими законопреступными поступками, Ивана, Никифорова сына, Довгочхуна». Иван Иванович писал, что обидчик обозвал его гусаком и питает намерение поджечь его жилище. По этой причине он требовал забить Ивана Никифоровича в кандалы и посадить в тюрьму.
Судья и канцелярские были так ошарашены разрывом двух старых приятелей, что лишились дара речи и разлили чернила. Не успел Иван Иванович уйти, как в суд явился с иском на него Иван Никифорович. Он сообщал, что «неистовый дворянин и разбойник, Иван, Иванов сын, Перерепенко» забрался ночью, как тать, в его двор и «поносным образом» изрубил стоявший там хлев. Иван Никифорович настаивал, чтобы злоумышленника лишили чинов и дворянства, заковали, били плетьми и сослали в Сибирь.
Скандальное дело было усугублено необычайным происшествием. Когда вечером судья с помощниками вышли из своей канцелярии, туда забежала бурая свинья Ивана Ивановича, схватила свесившуюся со стола жалобу Ивана Никифоровича и убежала с ней. Хавронью не удалось догнать, несмотря на кидаемые в неё линейки и чернильницы.
Гоголь «Повесть о том, как поссорился…», глава 5 – краткое содержание
На следующий день во двор Ивана Ивановича явился городничий Пётр Фёдорович и рассказал о случае со свиньёй, утащившей важную казенную бумагу. Иван Иванович настаивал, что его собственной вины в этом нет. Но городничий выставлял ему на вид данное в прошлом году предписание о запрете гулять на миргородских улицах нечистым животным, особенно свиньям и козлам. Иван Иванович, возражая, говорил, что свинья – творение Божие. Пётр Фёдорович пробовал было грозить ему уголовным судом, однако пошёл на мировую, когда хозяин свиньи обещал зарезать её и прислать жене городничего парочку искусно сделанных колбас. Расставаясь, Пётр Фёдорович от лица всех уважаемых миргородчан настоятельно посоветовал Ивану Ивановичу помириться с Иваном Никифоровичем.
Гоголь «Повесть о том, как поссорился…», глава 6 – краткое содержание
Иван Никифорович, узнав, что его иск похищен свиньёй заклятого врага, написал на Ивана Ивановича ещё одну судебную бумагу. Миргородский судья прибег тогда к своей обычной стратегии: положил дело в шкаф, где оно и пребывало несколько лет. Все ждали, что за это время противники помирятся, но примирения не было.
Между тем, городничий устроил однажды пышную ассамблею со множеством гостей. Один Иван Никифорович отказался явиться, узнав о присутствии на празднике Ивана Ивановича. Собравшаяся публика выслала депутатом к Ивану Никифоровичу бездомного, жуликоватого дворянина Антона Прокофьевича, поручив во что бы то ни стало зазвать отсутствующего на всеобщее торжество.
Гоголь «Повесть о том, как поссорился…», глава 7 – краткое содержание
Изворотливый Антон Прокофьевич, убеждая Ивана Никифоровича, не затруднился солгать и уверял, что его врага-«разбойника» на ассамблее нет. На чрезвычайно толстого Ивана Никифоровича не без труда натянули шаровары и казакин, и он отправился в собрание. Когда все сели за уставленный множеством блюд стол, горожане подстроили так, что оба неприятеля оказались прямо друг перед другом.
Увидевшись, они поначалу онемели, но никто из них не ушёл из-за стола. Всем показалось даже, что оба врага были не прочь забыть свою размолвку. После обеда гости стали потихоньку подталкивать Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича друг к другу, едва не столкнув их лбами. Очутившись рядом, они заговорили. Дело шло к благополучному концу, но всё испортила неосторожная фраза Ивана Никифоровича, сказавшего, что бывший друг его зря обиделся на слово «гусак».
Услышав вновь эту обидную кличку, Иван Иванович вспыхнул и пришел в такой гнев, в каком не дай бог видывать человека. Он бросил на Ивана Ивановича испепеляющий взгляд и выбежал из ассамблеи. Судебная тяжба, о которой уже давно почти не вспоминали, была начата обеими сторонами с удвоенной энергией.
Лет пять назад, пишет в конце повести Гоголь, я в слякотную осеннюю пору проезжал через Миргород и остановился у церкви. Зайдя туда, я увидел среди стоявших у лампад людей вначале Ивана Никифоровича, а потом Ивана Ивановича. Оба они первым делом поведали мне о своей долгой тяжбе. Каждый уверял, что совсем скоро она решится в его пользу.
Я глубоко вздохнул (продолжает Гоголь), сел в карету и потащился дальше по непролазной грязи, среди печального поля и однообразного дождя.
Скучно на этом свете, господа!