Аркадина, Дорн и Маша читают книгу Мопассана на скамье у дома Сорина. Маша жалуется, что у неё нет охоты жить. Аркадина советует ей не расслабляться, быть постоянно в суете, заботиться об одежде и причёске – и в качестве примера приводит саму себя, подбочениваясь и прохаживаясь по площадке.

В книге Мопассана речь идёт о том, как светские женщины привлекают к себе писателей посредством комплиментов, любезностей и угождений. Аркадина говорит, что в отношениях между ней и Тригориным всё совсем не так – они основаны на искренней любви. Однако заметно: она сама не верит в это, и откровенное описание Мопассана задело её за живое.

Подходят Нина, Сорин и Медведенко, потом и Шамраев с женой. Ведутся малозначительные диалоги. Когда Маша уходит, все жалеют её за отсутствие личного счастья. Полина Андреевна Шамраева вновь досаждает любовными излияниями Дорну. Большинство мало-помалу расходится, на скамейке остаётся одна Нина.

Здесь и наступает кульминация 2-го действия, для которой все предшествующее служило лишь подготовительным фоном. К одиноко сидящей Нине вдруг подходит Треплев и кладёт у её ног убитую чайку. Константин говорит, что «имел подлость» убить птицу, а скоро так же убьёт самого себя по причине охлаждения к нему Нины, наступившего с того вечера, когда в парке игралась пьеса о Мировой Душе.

 

«Чайка». Спектакль по пьесе А. П. Чехова. Действия 1-2. Постановка Олега Ефремова

 

Треплев догадывается: Нина предпочла ему, неудачнику, знаменитость – Тригорина. Нина отвечает холодно. К ним как раз приближается Тригорин, идущий с рыбной ловли. Константин удаляется, говоря, что не желает мешать. Тригорин подходит к Нине, делая пометки в записной книжке.

Нина заговаривает с ним, спрашивая: как известные писатели ощущают свою славу. Тригорин отвечает, что сам он к славе почти безразличен: она приносит больше забот, чем радости. Нина выражает преклонение перед писательским вдохновением, однако Тригорин отзывается о нём скептически. Он объясняет, что писательство для него – не упоение, а тяжкий труд, навязчивая привычка, необходимость постоянно подмечать мелкие жизненные детали, записывать их и развивать из них сюжет. Тригорин откровенно признаёт: литературный дар его далеко не гениален. Он не любит себя как писателя, замечая в своих произведениях массу фальши.

Нина, тем не менее, восхищается Тригориным и говорит, что она ради славы перенесла бы даже нелюбовь близких, разочарование и нужду.

Заметив убитую чайку, которую бросил Треплев, Тригорин записывает в книжку очередной сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, вроде Нины. Она любит озеро, как чайка, счастлива и свободна, как чайка. Но случайно приходит человек и, увидев её, от нечего делать губит – как вот эту лежащую чайку.

Тригорина зовёт из дома Аркадина, и он уходит. У Нины от мысли, что она беседовала со знаменитостью, кружится голова.

 

См. далее Чехов «Чайка», действие 3 – краткое содержание

 

Автор краткого содержания

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.