«Чайка», действие 1 – кратко

В поместье пожилого отставного чиновника Петра Сорина приезжает его сестра, известная театральная актриса Ирина Аркадина с любовником – писателем Тригориным.

Здесь же живёт сын Аркадиной, Константин Треплев, нервный честолюбивый юноша, который завидует популярности матери. Желая прославиться не меньше её, Константин начинает писать пьесы в модном символистско-декадентском стиле. После приезда матери он пробует поставить при ней одну из них в импровизированном парковом театре.

Главную роль исполняет дочь владельца соседней усадьбы, Нина Заречная, которую Треплев страстно любит. Но писательские таланты Константина невелики, и постановка с треском проваливается. Высмеиваемый матерью Треплев в отчаянии убегает.

Юная Нина тоже мечтает об успехе и славе, хочет блистать на сцене театра. Константин обожает её, однако Нина относится к нему довольно холодно. Её гораздо больше привлекает весьма популярный литератор Тригорин. По завершении любительского спектакля в саду Аркадина знакомит Заречную с ним.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 1 – краткое содержание.

 

«Чайка», спектакль. Действия 1-2. Постановка Олега Ефремова

 

«Чайка», действие 2 – кратко

Константин замечает тягу Нины к Тригорину и начинает устраивать ей сцены ревности. Один раз он кладёт у ног Заречной случайно убитую на охоте чайку, говоря, что от её нелюбви скоро так же убьёт и себя.

После ухода Треплева Нина встречает идущего с рыбалки Тригорина и впервые заводит долгий разговор с ним, выражая горячее преклонение перед творческим даром писателей. Тригорин, литератор хотя и более одарённый, чем Константин, но далеко не гениальный, отвечает Заречной скептически. Писательство для него – не упоение, а нелёгкое ремесло. Оно перешло в навязчивую привычку постоянно подмечать вокруг себя мелкие жизненные детали и развивать из них темы для произведений. Заметив убитую чайку, брошенную Треплевым, Тригорин говорит, что ему пришёл в голову неплохой сюжет: на берегу озера живет молодая девушка, вроде Нины. Она любит озеро, как чайка, счастлива и свободна, как чайка. Но случайно приходит человек и, увидев её, от нечего делать губит – как вот эту лежащую птицу.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 2 – краткое содержание.

 

«Чайка», действие 3 – кратко

Утратив любовь Нины, Константин Треплев делает неудачную попытку самоубийства, а потом собирается вызвать Тригорина на дуэль. Сближение Тригорина с Заречной замечает и Аркадина. Она решает побыстрее увезти любовника из деревни в город. Между ней и сыном напоследок происходит резкая ссора: возбуждённый Треплев обвиняет мать и Тригорина в бездарности, в желании душить новые формы искусства и уверяет, что он талантливее их. Мать в ответ называет Константина приживалом и оборвышем, неспособным написать даже водевиля.

Нина дарит Тригорину медальон, на котором выгравированы название его книги – «Дни и ночи» – и надпись: «страница 121, строки 11 и 12». Заглянув на эту страницу, Тригорин видит, что эти строки гласят: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Тригорин хочет остаться в поместье, но Аркадина почти насильно увозит его. Улучив минуту, писатель встречается с Заречной прямо перед отъездом. Нина тоже едет в Москву – поступать в актрисы. Тригорин уговаривается с ней о встрече там.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 3 – краткое содержание.

 

«Чайка», кинофильм, 1974. Часть 2-я (действия 3-4 пьесы)

 

«Чайка», действие 4 – кратко

4-е действие пьесы происходит через два года после 3-го. За прошедшее время Нина в Москве сходилась с Тригориным и родила от него ребёнка, но писатель вскоре бросил её и вернулся к Аркадиной. Театральная карьера Заречной совершенно не сложилась. Её игра была преувеличенно-экспрессивной и безвкусной. Нине пришлось переехать из Москвы в провинцию, участвовать в дешёвых труппах. Отец, владелец усадьбы, узнав, что дочь ушла в актрисы, отказался от неё и бросил прозябать в нищете. Треплев, продолжая любить Нину, пытался ездить за ней, но она из стыда уклонялась от встреч, хотя писала Константину письма, где подписывалась «Чайкой».

4-е действие открывается тёмным ветреным вечером в той же усадьбе Сорина, где происходили три первых. Аркадина вместе с Тригориным приезжает к тяжело заболевшему брату. Константин Треплев живёт в дядином поместье, печатает в журналах свои произведения, но без особого успеха – они похожи на странноватый бред, где нет ни единого живого лица.

Аркадина, Тригорин и чета управляющих имением садятся играть в лото. Константин уходит в соседнюю комнату и играет на фортепиано меланхолический вальс. Внезапно он слышит стук в окно и видит на террасе Нину Заречную.

Нина недавно приехала в соседний город. Перед отбытием на всю зиму во второсортный елецкий театр она всё же решила повидаться с Треплевым. Нина плачет на груди у Константина и рассказывает: Тригорин поступил с ней, «как с чайкой». Треплев уговаривает Нину остаться с ним, но она убегает, порывисто обняв его напоследок.

В комнате, где Аркадина с друзьями играет в лото, слышится выстрел. Это покончил с собой Константин.

Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Чайка», действие 4 – краткое содержание.

 

Автор статьи

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.