Советское и современное российское литературоведение чаще всего выделяет в творчестве А. С. Пушкина следующие периоды:

 

1) 1813 г. – май 1817 г. – лицейский период

2) июнь 1817 г. – начало мая 1820 г. – петербургский период

3) май 1820 г. – август 1824 г. – период южной ссылки

4) август, 1824 г. – сентябрь 1826 г. – период ссылки в Михайловское

5) сентябрь 1826 г. – начало сентября 1830 г. – творчество второй половины 1820-х гг. (иногда именуется «периодом скитаний»)

6) сентябрь – ноябрь 1830 г. – Болдинская осень

7) 1831 г. – 1836 г. – творчество 1830-х гг.

(6-й и 7-й периоды иногда объединяются в один общий)

 

Однако такая периодизация больше учитывает не действительные различия творческих манер Пушкина на протяжении его биографии, а «географический» признак: жизнь поэта в том или ином месте. Она ставит во главу угла не внутреннее развитие его личности, а внешние обстоятельства судьбы.

Пушкин. Выстрел

Александр Сергеевич Пушкин. Портрет работы В. Тропинина, 1827

 

Такой подход порочен сам по себе. К тому же писательский стиль Пушкина вовсе не был так зыбок и неустойчив, чтобы испытывать шесть или семь заметных переломов. Поэтому нам кажется гораздо более основательной другая периодизация – та, что была распространена в дореволюционных исследованиях о поэте. Тогда признавалось творчество Пушкина следует разделять всего на три главных периода:

 

1) период проникнутых своеобразным просветительским эпикурейством лицейских произведений

2) период «мировой скорби», который начинается приблизительно с началом южной ссылки, складываясь под влиянием Байрона, Шатобриана и других тогдашних романтиков.

3) период сближения с русской действительностью. Он открывается с пребывания в Михайловском. Отмечен усилением интереса Пушкина к реальной жизни и постепенным ростом в его поэзии народно-национальных черт и мотивов.

 

С такой периодизацией совершенно совпадает последовательная смена увлечения Пушкина различными художественными школами: 1) ложноклассицизмом, 2) романтизмом и 3) реализмом.

Надо, однако, отметить, что это деление довольно условно. У узкого доктринёра Белинского, к примеру, смена идейных настроений была так радикальна, что, увлекаясь одним, он решительно порывал с другим. Но Пушкин, при его богатой разносторонности, уже и в период лицейского «классицизма» является иногда «реалистом», а в период реализма мог отчасти возвращаться и к классицизму, и к романтизму. Тем не менее, вышеуказанное дореволюционное деление может быть принято, как основанное на преобладании, а не на исключительности, определенных художественных мировоззрений Александра Сергеевича в тот или иной период его жизни.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.