В стихотворении «Демон» современники Пушкина увидели отражение личности А. H. Раевского. Существует рассказ, что, познакомившись с поэтом и желая подшутить над ним, он прикинулся всеотрицающим скептиком. Беседа с ним произвела на поэта сильное впечатление и, якобы, вылилась в строках «Демона».
Сам Пушкин предлагал иное толкование своему произведению: он предлагал видеть в нем «олицетворение человеческого сомнения», «олицетворение отрицания», ссылаясь даже на Гёте, который «вечного врага человечества назвал духом отрицающим». Эта ссылка на Гёте, быть может, указывает на литературное заимствование Пушкиным для своего произведения некоторых черт от Мефистофеля.
Лермонтов. Демон. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига
«Скептицизмом» сам Пушкин забавлялся накануне ссылки на север: в одном из написанных тогда писем он упоминает, что берет уроки «атеизма», отрицания… Таким образом, стихотворение «Демон», может быть, в равной мере, литературного и автобиографического происхождения. К «байроническим» оно не может быть отнесено, так в нем нет никаких типичных черт поэзии Байрона.
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
(1823)