Татьяна очень любила русскую зиму. Ей нравился глубокий снег, езда по нему крестьянских телег, игры деревенских мальчишек на морозе и мгла крещенских вечеров, когда она вместе с дворовыми девушками гадала о своей будущей судьбе и суженом. В этом году Татьяна тоже собиралась гадать, но уснула – и увидела чудный сон. (См. полный текст отрывка Сон Татьяны Лариной.)
Евгений Онегин. Глава 5. Краткий пересказ. Слушать аудиокнигу
Ей снилось, будто она идёт по снеговой поляне и видит кипучий, незамерзший поток, через который перекинуты лишь две зыбких жёрдочки. Она не знала, как перейти его, но из сугроба вдруг вышел большой медведь и подал ей лапу. С помощью медведя Татьяна перебралась через ручей, но опасный зверь не отставал от неё. Пробуя убежать от медведя, Татьяна вскоре упала без сил, косолапый же подхватил её на руки, донёс до шалаша в глубокой чаще и положил там в сенях, сказав: «Погрейся тут у моего кума».
Татьяна стала через щёлку глядеть из сеней в комнату, откуда доносился сильный шум. Она увидела, как там, внутри за столом собрались чудовища: рогатые, с собачьими и петушьими головами, ведьма с козьей бородой, рак верхом на пауке. Во главе стола сидел Евгений Онегин и все присутствующие повиновались его знакам: он пил – и все пили, он смеялся – начинали хохотать все, если же хмурился, то все умолкали. Из любопытства Татьяна не заметила, как растворила дверь. Порыв ветра загасил в комнате светильник, шайка привидений обернулась – и стала указывать на девушку пальцами.
Однако Евгений властно повелел чудищам уняться. Они скрылись. Онегин, взяв Татьяну на руки, понёс её в комнату, но тут откуда-то появился Ленский. Между ним и Евгением закипела ссора. Онегин поверг Ленского ударом кинжала – и Татьяна проснулась. Она долго старалась разгадать смысл того, что видела, по «Соннику» Мартына Задеки, но не смогла ничего понять.
Через несколько дней у Лариных праздновался день рождения Татьяны. К ним съехались все соседи-помещики: толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков; седая чета Скотининых; уездный франтик Петушков; известный повеса Буянов и другие. Служивший у одного из соседей француз мосье Трике даже привёз стихотворение в честь Татьяны, которое он нашёл в одном альманахе и только переменил там имя. Начальник стоявшего в окрестностях военного отряда прислал небольшой оркестр.
Посреди начавшегося угощения вошли Ленский с Онегиным. Евгения посадили прямо против Татьяны, и по избытку чувств она с трудом удерживалась от падения в обморок. Заметив, что он невольно вызывает в ней трепет, Онегин был очень недоволен. Он затаил досаду на Ленского, который завлёк его сюда, и в душе поклялся как-нибудь насолить ему. Татьяна же вскоре успокоилась: она заметила, как во взгляде молчаливого Евгения вдруг блеснула непритворная нежность.
Старики засели за карты, а молодёжь принялась танцевать под игру оркестра. Пылая жаждой отомстить Ленскому, Онегин стал раз за разом приглашать на танец Ольгу, шепча ей на ухо пошловатые мадригалы. Ольга принимала жеманство искусного ухажёра не без удовольствия.
Пылкий Ленский, заметив это, сначала был удивлён, а потом пришёл в ярость. Проклиная ветреную кокетку, он прямо посреди празднества вышел из зала и ускакал. Евгения Ленский решил вызвать на дуэль.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Евгения Онегина» пользуйтесь кнопками Вперёд / Назад ниже.