Замечательных лирических поэтов послепушкинского времени – Полонского, Фета, Майкова – связывала долгая крепкая дружба, рожденная близостью поэтического видения мира и общностью творческих пристрастий. Поздравляя Полонского с «пятидесятилетним юбилеем Музы», Майков возвращался в памяти к тем дням, когда

 

Три мальчика, в своих мечтах
За высший жребий человека
Считая чудный дар стихов,
Им предались невозвратимо...

 

Яков Полонский

Яков Петрович Полонский (1819 - 1898)

 

«Чистым золотом поэзии» назвал многие стихотворения Полонского строгий ценитель изящного критик Страхов. Особенно удавалось поэту передавать тонкие, едва уловимые движения души («Пришли и стали тени ночи...», «Мгновения»), а среди пейзажной лирики можно назвать немало произведений, поражающих удивительным единством глубочайшего поэтического переживания и совершенной художественной формы:

 

Зной – и все в томительном покое –
В пятнах света тени спят в аллее...
Только чуткой чудится лилее,
Что гроза таится в этом зное...

 

Отличительная особенность поэзии Полонского – внутренняя музыкальность. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так привлекало внимание композиторов – Чайковского и Даргомыжского, Танеева и Рахманинова. Народными песнями стали «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Вызов» («За окном в тени мелькает русая головка...»), «Затворница» («В одной знакомой улице...»). Широкую популярность приобрела шуточная поэма-сказка «Кузнечик-музыкант», высоко оцененная Тургеневым.