В 76 г. до Р. Х. Марк Туллий Цицерон исполнял должность квестора на Сицилии. Своею честностью он приобрел такое уважение сицилийцев, что через несколько лет они просили его выступить адвокатом по жалобе их на Верреса, который бывши три года (73–70) пропретором («наместником») Сицилии, страшно злоупотреблял своею властью, совершал все беззакония и злодейства, до каких могут довести бессовестного правителя алчность, слaдострастие и жестокость.

Речи Цицерона против Верреса имеют чрезвычайно большую важность для историка, потому что знакомят с римским провинциальным управлением, с политическим и общественным бытом римского государства; они раскрывают нам причины быстрого упадка греческих областей под железным владычеством Рима. Веррес и его товарищи хотели вырвать процесс из рук Цицерона. По тайному поручению самого Верреса, обвинителем против него выступил Луций Цецилий Hигр, чью претензию предъявить обвинение поддержал знаменитый оратор Гортензий. В «речи о праве быть обвинителем» (divinatio) Цицерон раскрыл эту интригу. Он доказал, что Цецилий, соучастник преступлений Верреса, принимает на себя роль его обвинителя лишь, чтобы скрыть, исказить истину и повернуть процесс к оправданию обвиняемого.

Цицерон

Бюст Цицерона. Середина I в. н. э.

Автор фото - commons.wikimedia.org/wiki/User:Glauco92

 

Суд решил, что право быть обвинителем принадлежит Цицерону, и он начал исполнять свою трудную обязанность так энергично и блистательно, что после его первой речи Веррес уже потерял всякую надежду на оправдание и, не дожидаясь конца процесса, удалился в добровольное изгнание, которым в подобных случаях обвиняемые могли превращать процесс. Огромный материал для обвинения, собранный Цицероном в поездке по Сицилии, предпринятой именно с этой целью и продолжавшейся пятьдесят дней, оратор распределил на пять речей. Только первая из них была произнесена. Остальные четыре написаны уже не для произнесения перед судом, а для чтения публике. Все эти пять речей – превосходны и по мастерству фактической обработки материала и по художественности формы. Рассказы и описания, эпизодически вводимые в изложение юридических фактов, дают ему разнообразие и жизнь. Приведем для примера один эпизод: «Веррес на острове сиракузской гавани, одетый более чем небрежно, отупевший от пира и ночного наслаждения, идет, шатаясь, под руку с женщиною легкого поведения к берегу, смотреть, как отправится ловить морских разбойников эскадра, которую его воровство сделало неспособной к погоне за ними; на палубе одного из кораблей стоит грек, которого он принудил быть начальником этой мелкой эскадры, чтобы осталась без мужа в городе его красавица жена» (V речь против Верреса, 31).

В первой речи Цицерон рассказывает прежнюю позорную жизнь Верреса. Во второй рассказывает, как он злоупотреблял своею судебною властью в Сицилии, как продавал должности и награды, утаивал пошлины и проч. В третьей говорит о его притеснениях и воровстве при взимании десятинного налога и при закупке хлеба для отправки в Рим. В четвертой о том, как отнимал он у сицилийцев и похищал из храмов произведения искусств, до которых был большой охотник (эта речь очень важна для истории искусств). В пятой речи Цицерон доказывал, что Веррес был тайным союзником морских разбойников и помогал им грабить римских купцов.

Веррес был приговорен судом к изгнанию и к возвращению награбленного им или уплате вознаграждения. Но у него еще осталось столько денег, что он жил в изгнании богато, и столько произведений искусств, что позднее Антоний польстился на них и, чтоб овладеть ими, внес его в список проскрипций второго триумвирата. Вскоре после того, как он услышал, о смерти погибшего при тех же проскрипциях Цицерона, Веррес был и сам убит палачами триумвиров (в 43 году до Р. Х.).