Содержание:

Речь в защиту Публия Квинкция

Речь в защиту Росция из Америй

Путешествие Цицерона в Грецию и его речи против Гая Верреса

Речь о предоставлении империя Гнею Помпею (О Манилиевом законе)

Речь за Клуэнция

Речи за Корнелия

Речи о земельном законе Публия Сервилия Рулла

Речь в защиту Гая Рабирия

Речь за Луция Лициния Мурену

Речь в защиту Публия Корнелия Суллы

Речь в защиту поэта Авла Лициния Архия

Речь в защиту Луция Валерия Флакка

Изгнание Цицерона из Рима. Его речи по возвращении из изгнания

Речь в защиту Публия Сестия

Речь в защиту Марка Целия Руфа

Речь в защиту Корнелия Бальба

Речь против Пизона ("О консульских провинциях")

Речи в защиту Гнея Планция и Рабирия Постума

Речь в защиту Тита Анния Милона

Проконсульство Цицерона в Киликии

Речь по поводу возвращения Марка Клавдия Марцелла

Речь в защиту Квинта Лигария

Речь в защиту царя Дейотара

Филиппики против Марка Антония

Речь в защиту Публия Квинкция

На 26 году жизни (в 81 году до Р. X.) Марк Туллий Цицерон впервые выступил с публичной речью как адвокат Публия Квинкция в процессе о наследстве и одержал великую победу: он, молодой человек, восторжествовал в этом первом своем процессе над адвокатом противника, знаменитым Гортензием.

 

Речь в защиту Росция из Америй

Ещё более важна по своему содержанию речь в защиту Росция из Америя, произнесенная Цицероном в следующем году. Отец Росция, богатый землевладелец из умбрийского муниципального города Америя, был убит двумя родственниками, которые потом подкупили Хрисогона, любимого отпущенника Суллы (тогдашнего правителя Рима) и при его помощи отняли наследство у сына своей жертвы. Мошенники хотели убить и самого Росция. Не сумев сделать это, они возложили на него вину за смерть отца. (Подробнее – см. в отдельной статье Речь Цицерона в защиту Росция из Америя.)

Цицерон

Бюст Цицерона. Середина I в. н. э.

Автор фото - commons.wikimedia.org/wiki/User:Glauco92

 

Путешествие Цицерона в Грецию и его речи против Гая Верреса

Незадолго до смерти Суллы (в 79 году до Р. Х.) Цицерон уехал в Грецию не столько потому, что опасался его гнева, как это говорит Плутарх, сколько для поправления своего ослабевшего здоровья и для того, чтобы продолжать учиться. Полгода он прожил в Афинах, слушая там вместе со своим другом Аттиком лекции философов, потом поехал в Родос и посетил некоторые города Малой Азии, везде пополняя свое образование. Обогатившись знаниями, он через два года (в 77 году) вернулся в Рим, чтобы посвятить себя общественной деятельности. Он был выбран в квесторы (76), исполнял обязанности этой должности в одном из двух квесторских округов Сицилии – Лилибейском. Своею честностью Цицерон приобрел такое уважение сицилийцев, что позже, когда он был избран курульным эдилом, они просили его выступить их адвокатом по их жалобе на Гая Верреса, который бывши три года (73–70) пропретором Сицилии, страшно злоупотреблял своею властью, совершал все беззакония и злодейства, до каких могут довести бессовестного правителя алчность, сладострастие и жестокость. (Подробнее об этом – см. в отдельной статье Речи Цицерона против Верреса.)

 

Речь о предоставлении империя Гнею Помпею (О Манилиевом законе)

После этого Цицерон произнес несколько речей по процессам, частных людей (например, в защиту актера Росция). В 66 году он был выбран претором и произнес первую свою политическую речь в народном собрании за закон Манилия, передавший Помпею начальство в войне с Митридатом и предоставлявший ему чрезвычайно широкие полномочия. Эта речь – панегирик Помпею, которого Цицерон украшает всевозможными похвальными качествами.

 

Речь за Клуэнция

В том же году он произнес речь за Клуэнция, который был обвинен матерью в отравлении отчима; в ней Цицерон рисует ужасную картину испорченности, внесенной междоусобными войнами в семейный быт.

 

Речи за Корнелия

От двух речей за Корнелия, бывшего народного трибуна, обвиненного в политическом преступлении, до нас дошли только отрывки – но сам Цицерон причислял эти речи к самым лучшим из всех, написанных им.

 

Речи о земельном законе Публия Сервилия Рулла

Блестящую ораторскую деятельность он проявил в год своего консульства (63 до Р. Х.). В начале его он произнес три речи против аграрного закона, предложенного народным трибуном Публием Сервилием Руллом. Они дошли до нас. Цицерон достиг полного успеха, предложение Рулла было отвергнуто, но оно было лишь предисловием к аграрным законам Цезаря. Цицерон принял авангард за главное войско и щедро наделял себя похвалами за избавление государства от аграрного потрясения.

 

Речь в защиту Гая Рабирия

Речами против Рулла, а затем речью за сенатора Рабирия, старика, обвиненного народным трибуном Титом Лабиеном в убийстве Сатурнина, и борьбой против предложения возвратить политические права сыновьям людей, которые были подвергнуты проскрипциям во времена Суллы, Цицерон приобрел расположение оптиматов (римской знати). Он стал теперь в их ряды, потому они деятельно поддерживали его в главном деле консульства – борьбе с Катилиной. (См. отдельную статью – Речи Цицерона против Катилины.)

 

Речь за Луция Лициния Мурену

Ко времени его консульства относится и речь за Луция Лициния Мурену. Тот был избран консулом на следующий год, но Сервий Сульпиций Руф и Катон Младший подвергли его обвинению в приобретении голосов на выборах подкупом. Цицерон защищал Мурену.

 

Речь в защиту Публия Корнелия Суллы

В следующем (62) году Цицерон защищал Публия Корнелия Суллу, подвергшегося обвинению в сообщничестве с Катилиной, и сумел доказать его невинность.

 

Речь в защиту поэта Авла Лициния Архия

В 61 году он защищал своего учителя и друга, поэта Архия, который подвергся обвинению в том, что незаконно присвоил себе право римского гражданства. Прославление наук и поэзии в этой речи придало ей очень большую знаменитость.

 

Речь в защиту Луция Валерия Флакка

Следующие годы Цицерона были омрачены нападками знаменитого демагога Клодия. Почти единственный памятник его общественной деятельности в это время – речь за Луция Валерий Флакка, который был претором в год его консульства, а теперь (в 59 году) подвергся обвинению во взяточничестве при управлении провинцией Азией; речь Цицерона доставила ему оправдание.

 

Изгнание Цицерона из Рима. Его речи по возвращении из изгнания

Казнив ранее сообщников Катилины, Цицерон потом подвергся за это сильным несчастьям. Он был на время изгнан из Рима, лишился своих домов и имений. Письма его к жене и к другу Аттику показывают, что он был очень опечален этим; у него недоставало характера выносить горе с достоинством; он плакал, проклинал свою жизнь. По возвращении в Рим Цицерон говорил много речей: защищал свои интересы, действовал в пользу помогавших его возвращению, боролся против своих врагов, особенно против Клодия. До нас дошла речь «о доме», в которой доказывается, что разрушенный городской его дом должен быть восстановлен; впрочем, подлинность этой речи сомнительна.

Цицерон

Триумф Цицерона (его возвращение в Рим из изгнания). Художник Франчабиджо, ок. 1520

Источник изображения

 

Речь в защиту Публия Сестия

В благодарность Помпею, Цицерон защищал предложение, чтоб тому было поручено заведование доставкою хлеба в Рим. Он защищал Публия Сестия, который, будучи раньше народным трибуном, действовал в его пользу, а теперь (56 г.) подвергся обвинению в нарушении общественного спокойствия; Цицерон добился оправдания Сестия. К этому делу относится и речь против Ватиния выступавшего свидетелем против Сестия.

 

Речь в защиту Марка Целия Руфа

Речью за Целия Руфа Цицерон опроверг обвинение против него в нарушении общественного порядка и в умысле на жизнь бывшей его любовницы, Клодии, сестры демагога Клодия. Защищая Целия, Цицерон сильно нападает на своих врагов.

 

Речь в защиту Корнелия Бальба

Речью за Корнелия Бальба, у которого было оспариваемо право римского гражданства, данное ему Помпеем, и речью о консульских провинциях Цицерон старался заслужить расположение первых триумвиров (Помпея, Красса и Цезаря).

 

Речь против Пизона («О консульских провинциях»)

Речь против Пизона была новым выражением его смертельной ненависти к сообщникам Клодия (начало этой речи дошло до нас в испорченном виде). В год, когда Цицерон был изгнан, Пизон был консулом и не мешал буйствам Клодия; теперь по влиянию Цицерона у него было отнято управление Македонией. Он нападал за это на Цицерона. Цицерон произнес в сенате речь, в которой превозносил себя и нападал на Пизона, забывая всякую меру.

Свою ненависть к противникам Цицерон сдерживал лишь в угождение триумвирам; по их желанию он даже сказал речь в защиту Ватиния, на которого прежде нападал.

 

Речи в защиту Гнея Планция и Рабирия Постума

Речи, произнесенные им в 54 году в защиту Гнея Планция и Рабирия Постума, тоже имеют связь с его изгнанием. Когда он покинул Италию, Планций, бывший квестором в Фессалонике, принял его под свою защиту; теперь Планций подвергся обвинению в том, что для получения эдильства возбуждал беспорядки посредством клубов, называвшихся содалициями; Цицерон защищал его, и он был оправдан.

Рабирий, приемный сын сенатора, которого прежде защищал Цицерон, содействовал возвращению Цицерона из изгнания, а теперь был вместе с Габинием обвинен во взяточничестве при экспедиции в Египет. Цицерон защищал его, но не достиг оправдания ему: он должен был, подобно Габинию, удалиться в изгнание.

 

Речь в защиту Тита Анния Милона

Когда Клодий был убит Милоном, Цицерон принял на себя защиту Милона – человека, которому более всех был обязан своим возвращением из ссылки. Но крики приверженцев Клодия, окружавших трибунал, так запугали его, что он, говорят, совершенно растерялся. Милон был осужден на изгнание. Цицерон переработал речь, приготовленную для произнесения в суде. В новом своем виде она стала одним из блистательнейших произведений римского красноречия. «Если бы Марк Туллий говорил так на суде, то мне не пришлось бы лакомиться прекрасною рыбою в Массилии», – сказал, как передают древние писатели, Милон, прочитав присланную ему Цицероном переработанную речь.

 

Проконсульство Цицерона в Киликии

В 51 и 50 годах Цицерон был проконсулом в Киликии. Поход в Аманские горы доставил ему от воинов титул императора («уважаемого полководца»); но желанного триумфа ему не было дано. Хорошей администрацией и бескорыстием он заслужил признательность обедневшей провинции. Благодаря его правосудию, честности и кротости, её население оправилось. Между прочим, он отказался послать эдилам пантер для игр; он не хотел обременять жителей провинции трудами и издержками на ловлю этих зверей.

 

Речь по поводу возвращения Марка Клавдия Марцелла

В 49–46 годы, когда свирепствовала междоусобная война, ораторской деятельности Цицерона не было места в Риме. В это опасное время он держал себя очень робко. Когда Цезарь (после победы при Тапсе) дозволил, по просьбе сената, возвратиться в Рим жившему в Митилене республиканцу Марку Марцеллу, Цицерон воспользовался этим случаем, чтобы выразить свою преданность диктатору и произнес в сенате речь, благодаря Цезаря за милость к Марцеллу. Марцелл поехал в Рим в следующем году, но на пути был убит в Пирее. – Некоторые ученые сомневались в подлинности дошедшей до нас «Речи за Марцелла»; но их сомнения неосновательны.

Марк Туллий Цицерон

Средневековая миниатюра к рукописи речи Цицерона "В защиту Марцелла". 1445-1450

 

Речь в защиту Квинта Лигария

Ту же цель имела речь за Лигария, произнесенная перед Цезарем на форуме. Лигарий сражался против Цезаря в Африке и был за это подвергнут изгнанию. Цицерон сумел выпросить прощение ему. Вступаться за Лигария было очень трудно; речь за него – одна из самых лучших у Цицерона. Через два года Лигарий стал одним из убийц Юлия Цезаря.

 

Речь в защиту царя Дейотара

В следующем (45) году Цицерон произнес в доме Цезаря речь за своего старого друга, царя малоазиатской Галатии Дейотара, который был обвинен своим внуком Кастором и подкупленным слугою в злоумышлении против жизни императора. Цезарь отложил решение. Дейотар вовсе не заслуживал похвал, какими превозносил его Цицерон; он был правитель алчный и жестокий. Мать и отец того внука, который обвинял его, были убиты им. В битве при Филиппах его полководец Аминта, находившийся в войске Брута, передался Антонию. Дейотар, доживший до очень глубокой старости, умер через два года после этой битвы; часть его царства наследовал внук, бывший его обвинителем, другую получил Аминта в награду за измену Бруту.

 

Филиппики против Марка Антония

Тремя этими последними речами Цицерон как будто бы показывал, что примирился с установлением монархии. Но смерть Цезаря дала ему опять важное политическое значение, и он принял виднейшее участие в борьбе сената против рвавшегося к диктатуре Антония. Цицерон подготовил 14 речей против Антония, которые по энергии и патетике сравнивали с речами Демосфена против Филиппа Македонского и потому назвали Филиппиками. (См. о них в отдельной статье Филиппики Цицерона против Антония.) Именно за эти речи Антоний, соединившийся потом против сената с Октавианом, приказал убить Цицерона.

 

Мы знаем по заглавиям сто цицероновских речей. 56 из них сохранились в полном или почти полном своем виде, от 20 других дошли до нас отрывки.