В тесной связи с речами Цицерона находятся его трактаты об ораторском искусстве. Некоторые из них он предназначал служить для знатных молодых римлян руководствами к изучению правил ораторства. Материал он брал отчасти из греческих трактатов красноречия, отчасти из собственного богатого опыта. Характер этих трактатов по преимуществу практический. Ещё будучи юношею, Цицерон написал трактат «Rhetorica, seu, de inventione» («Риторика, Или об изобретении»). Занимаясь этой работою, он хотел не столько учить других, сколько учиться сам. Это юношеский, сухой трактат, разделенный на две книги; он очень сходен по содержанию с написанным раньше его трактатом Корнифиция, так называемым трактатом о риторике «для  Геренния», ad Herennium; вероятно оба они заимствованы из одних и тех же греческих источников. Сам Цицерон считал этот свой труд незрелым и хотел заменить его другими, лучшими работами.

Одною из них был трактат «Об ораторе», посвященный брату Квинту и состоящий из трех книг. Он написан блестящим, заботливо отделанным слогом. Цицерон написал его около 55 года, когда волнения в Риме заставили его воздерживаться от политической деятельности, и он имел досуг для менее тревожных занятий. Трактат «Об ораторе» имеет форму разговора между тремя знаменитыми ораторами: Луцием Крассом, Квинтом Сцеволой и Марком Антонием Старшим. В нем обрисовывается идеал, к которому должен стремиться оратор, потом объясняется, какие средства ведут к достижению цели: оратору нужно научное и философское образование, природное дарование, упражнение. Во второй книге излагаются правила изобретения, расположения и произношения речей, сообразно их предназначение.

Цицерон

Бюст Цицерона. Середина I в. н. э.

Автор фото - commons.wikimedia.org/wiki/User:Glauco92

 

Дополнениями к этому превосходному трактату могут считаться два небольшие сочинения, написанные в 46 и 44 годах, и оба посвященные Бруту. Одно из них, «Брут или о знаменитых ораторах», излагает историю римского красноречия, дает важные для нас, обыкновенно превосходные, иногда и небеспристрастные характеристики римских ораторов, представляет сведения и о ходе развития самого Цицерона. В другом трактате, называющемся «Оратор», прекрасном и по содержанию и по форме, Цицерон передает Бруту выведенные им из собственного опыта соображения о разных стилях красноречия, форме речей, и на основании этих выводов показывает средства к наилучшей выработке ораторского таланта.

Менее важны три другие трактата об ораторском искусстве: 1) Topica (44 г.), теория доказательств диалектика в применении к ораторскому искусству, составленная по «Топике» Аристотеля и написанная по просьбе юриста Требация; 2) трактат о частях ораторской речи (De partitione oratoria), написанный Цицероном для его сына Марка, и в разговорной форме излагающий по греческим руководствам основные правила риторики; 3) и наконец трактат «о наилучшем стиле красноречия» (De optimo genere oratorum), нечто вроде предисловия к переводу речей Эсхина и Демосфена «О венке»; Цицерон отдает здесь сдержанному аттическому стилю красноречия предпочтение перед вычурным азиатским.