В одно время с трагиками Корнелем и Расином, Жан Батист Поклен, носивший прозвище Мольера (1622-1673), довел до совершенства французскую комедию. Он был сыном королевского камердинера. Получив научное образование, Мольер сделался директором странствующей труппы актеров, а потом ему было поручено заведование королевским театром. В этом официальном звании, он в течение многих лет обнаруживал неутомимую деятельность и как поэт, и как актер; к нему благосклонно относились при дворе Людовика XIV, для которого он старался устраивать приятные развлечения в торжественные дни. Он не только хорошо изучил страсти и интриги, которые осмеивал в своих комедиях, но и сам был в них участником: ведь содержание его комедий «Школа мужей» и «Школа жён» было взято из его собственного горького опыта, – из его отношений к его молодой жене Арманде, которая прежде была его воспитанницей. Близкое знакомство с античной драмой и с театром соединялось у Мольера с глубоким знанием человеческой натуры и с ясным пониманием нравственных недугов и слабостей его современников. Тщательная отделка и легкость его стихов придавали его произведениям высокое совершенство и изящество внешней формы, а его диалогам – чисто французскую грацию. Он писал с одинаковой легкостью и гениальные фарсы и самые глубокие обдуманные характеристики, и несмотря на то, что он иногда накладывал на свои произведения слишком резкий отпечаток комизма, изучение Плавта и Теренция никогда не мешало ему постоянно обращаться к действительной жизни.

Портрет Мольера

Мольер, исполняющий роль Цезаря в трагедии Корнеля «Смерть Помпея». Художник Н. Миньяр, 1656

 

Между произведениями Мольера следует различать наскоро написанные пьесы (вроде «Принцессы Элиды», «Любви-целительницы» и даже «Докучных») от тщательно обработанных и классических пьес. В этих последних он умел искусно согласовать античную характерную комедию и её нравственную цель с основанною на интриге испанской комедией, в которой всё вертится на завязке и развязке данного происшествия. Из его тридцати пяти комедий особенно выдаются следующие: «Смешные жеманницы», где осмеиваются чопорность и сентиментальность того времени, аффектация в старании выражаться всегда умной оригинально, и привычка говорить приторные комплименты, «Школа мужей» и «Школа жён», где изображены последствия превратного понятия о том, как следует обходиться с женщинами. И по своей основной мысли, и по обрисовке характеров и по языку, эти комедии принадлежат к числу самых удачных пьес Мольера. В драматическом фарсе «Критика "Школы жён"» он осмеял нелепые суждения об этой драме. «Мизантроп» был прославлен спорами между Руссо и Д'Аламбером касательно заведения театра в Женеве, причем первый из них прибегал к софизмам, порицая пьесу, а второй прибегал к софизмам, восхваляя ее.

 

Великие актеры. Жан Батист Мольер и Мишель Барон

 

Чтоб забавлять толпу, Мольер иногда писал водевили и национальные фарсы. К этому разряду принадлежат: «Лекарь поневоле», «Мещанин во дворянстве», «Жорж Данден», «Сганарель», «Плутни Скапена», «Мнимый больной». Осмеявши нравственные недуги своего времени в комедиях «Скупой» и «Учёные женщины», Мольер изобразил в самой тщательно отделанной и в самой законченной из своих комедий, «Тартюфе», притворное благочестие пиетистов, скрывающих под маской религии себялюбивые мирские стремления и чувственные влечения. Эта комедия вызвала страшное негодование в сочувствовавших клерикалам сферах высшего общества.

Со времен Корнеля, Расина и Мольера драма сделалась любимой отраслью французской поэзии.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.