Колорит эпохи, образы Ивана Грозного и опричника Лермонтов воссоздал в своей поэме на основе песенных образов – в духе и стиле народных исторических и «разбойничьих» песен. Народные песни помогли ему создать фигуру и человека из народа – удалого купца Калашникова.
Лермонтов. Песня про купца Калашникова. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига
Одним из несомненных источников поэмы можно считать «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» (М. 1818), в частности, песню про царского шурина Мастрюка Темрюковича:
А и гой еси, Царь Государь,
Царь Иван Васильевич!
Все Князи, Бояра, могучие богатыри
Пьют, едят, потешаются
На великих на радостях;
Один не пьет, не ест твой
Царской гость дорогой,
Мастрюк Темрюкович, молодой Черкашенин.
В сборнике «Песни, собранные П. В. Киреевским» выходят «побороться» с Мастрюком «два брата родимые». По одним вариантам, «два калашничка», по другим – «два брата, дети-то Кулашниковы».
Кроме фольклора, источниками в этой работе могли послужить Лермонтову и труды по истории России XVI – XVII веков. Так, в «Сказании» Авраамия Палицына повествуется о подвиге Федора Колачника и дворянина Петра Тургенева, всенародно обличивших первого самозванца и казненных на Лобном месте «среди царьствующего града Москвы».
Таким образом, фамилия купца Калашникова может быть обоснована целым рядом источников – исторических и фольклорных, – не говоря о том, что эту фамилию носили и известные в XIX веке пензенские купцы.
Поэма Лермонтова сразу же обратила на себя внимание Белинского. «Не знаем имени автора этой песни... – писал он в «Московском наблюдателе», – но если это первый опыт молодого поэта, то не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование».
Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное. Только что на дуэли погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и свое благородное имя.
В статье «Стихотворения М. Лермонтова» Белинский указал на причину, побудившую Лермонтова обратиться в своей поэме к далекой исторической эпохе. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства и, как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой общественности, со всеми их оттенками, как будто бы никогда и не знавал о других, – и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».
«Самый выбор этого предмета, – писал Белинский, – свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностию и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем».
Иллюстрация В. Васнецова к «Песне про купца Калашникова»
Могучие образы богатыря Калашникова, опричника, «колоссальный образ» Грозного, который, по словам Белинского, является в поэме «изваянным из меди или мрамора», Лермонтов противопоставлял своим современникам, неспособным к свершению подвигов, чуждым больших страстей. Несомненна связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с «Думой», в которой Лермонтов высказал беспощадную правду о «состоянии совести и духа» своих современников.
По материалам работ Ираклия Андроникова.