В основу статьи «Литературные мечтания» Белинским положена мысль, что у нас нет литературы, потому что нет еще общества, не выяснилась еще физиономия народа, не определилась русская народность. Он делает попытку определить самое понятие «литература» и «народность».

Виссарион Григорьевич Белинский

Виссарион Григорьевич Белинский. Рисунок К. Горбунова, 1843

 

Литература, это – «собрание такого рода художественно-словесных произведений, которые суть плод свободного вдохновения и дружных усилий людей созданных для искусства, дышащих для одного его и уничтожающихся вне его, вполне выражающих и воспроизводящих в своих изящных созданиях дух того народа, среди которого они рождены и воспитаны». Итак, литература – зеркало жизни; поэт служит только красоте, но невольно, бессознательно, как эхо, отражает всю жизнь. Искусство – высшее откровение божественного духа в человеке, поэт – глашатай вечной истины, жрец, служитель «чистой красоты». «Духом» народа называет он ту сторону его бытия, в которой он отражает какую-нибудь сторону жизни целого человечества; если народ не в состоянии этого сделать, «он не живет, а прозябает», и ценности исторической не имеет. Восторженные строки посвящает Белинский красоте и стройности мироздания. Для него природа – живой организм, конкретное воплощение мирового духа. Все эти идеи – отражение шеллингианства, наследие лекций и бесед Надеждина.

 

Интеллигент. Виссарион Белинский. Документальный фильм

 

Надеждинский скептицизм выразился в строгом отношении к русской литературе. Белинский утверждает в этой статье, что литературы у нас нет, есть лишь писатели, но нет между ними той органической преемственности, которая говорила бы о развитии об истории... Это решительное суждение Белинского совершенно ошибочно: он не знал русской литературы XVIII в. во всем её объеме, знал лишь произведения отдельных писателей, а потому не заметил тех звеньев, что соединяют их крупные произведения, при помощи мелких в нечто органически-целое.

С небрежной развязностью критикует Белинский писателей XVIII и XIX века, безапелляционно раздавая приговоры, – для ученика Надеждина не было авторитетов. Так же решителен его отзыв здесь о Пушкине: творчество его иссякло, – «Борис Годунов» был последним его вдохновением». С такою же определенностью говорил он и о мелких писателях своего времени. Он определил свое время, как «переходное», когда кончился один период, «пушкинский», и когда все старые боги оказалась упраздненными.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.