С особенной страстью Белинский искал дух русской народности во втором периоде своей литературной деятельности. Тогда он стал гегельянцем, и по духу этой философии ему нужно было определить «субстанцию» духа русского народа, защитить его права на почетное звание «народа исторического». При скептицизме Белинского ему было нелегко это сделать – он не мог примкнуть к «патриотам», однако не выносил и «космополитов».

«Терпеть не могу я, – писал он, – восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях, или на квасу да каше; ожесточенные скептики для меня в 1000 раз лучше, ибо ненависть иногда бывает только особенной формой любви; но, признаюсь, жалки и неприятны мне спокойные скептики, абстрактные человеки, беспаспортные бродяги в человечестве! Как бы ни уверяли они себя, что живут интересами той или другой, по их мнению, представляющей человечество, страны, – не верю я их интересам».

Виссарион Григорьевич Белинский

Виссарион Григорьевич Белинский. Рисунок К. Горбунова, 1843

 

Говоря о народности, неустойчивый, постоянно колебавшийся в своих идейных настроениях Белинский иногда готов был примкнуть к своим постоянным литературным противникам – славянофилам, чем оказаться в одном лагере с противниками национальной идеи.

«Что "личность" в отношении к идее человека, – говорит он, – то "народность" в отношении к идее человечества. Без национальностей человечество было бы мертвым логическим абстрактом, – словом без содержания, звуком без значения. В отношении к этому вопросу, я скорее готов перейти на сторону славянофилов, чем оставаться на стороне тех гуманических космополитов, потому что если первые и ошибаются, то как люди, как живые существа, – а вторые и истину-то говорят, как такое-то издание такой-то логики».

Белинский верил в русский народ, в его будущее: «Да, в нас есть национальная жизнь, – говорит он, – мы призваны сказать миру свое слово, свою мысль, но какое это слово, какая мысль – об этом пока еще рано нам хлопотать!». «Мы верим и знаем, – писал он в одной статье, – что назначение России есть всесторонность и универсальность: она должна принять в себя все элементы жизни духовной, внутренней, гражданской, политической, общественной и, принявши, должна сама быстро развить их из себя[1].

 

Интеллигент. Виссарион Белинский. Документальный фильм

 

Окрыленный Гегелем, Белинский во второй периоде своего духовного развития примиряется с русской историей, над которой почти насмехался в первом, признает и существование истории русской литературы. Но не изучение фактов привело его к этому верному заключению, а новая слепая вера – в Гегеля с его системою «развития».

«Важнее всего то, – пишет Белинский в 1842 г., – что наша юная, возникающая литература, как мы заметили выше, имеет уже свою историю, ибо все её явления тесно сопряжены с развитием общественного образования на Руси, и все находятся в, более или менее, живом, органически-последовательном соотношении между собой».

Впрочем, к народной русской поэзии Белинский всегда относился скептически, быть может, отчасти в пику славянофилам, которые превозносили народное творчество, откуда извлекали идеалы русского народа. В 1841 г. по поводу «Слова о полку Игореве» он писал, что в этом произведении нет никакой глубокой идеи. По его словам, это ничего больше, как простое и наивное повествование о том, как князь Игорь, с удалым братом Всеволодом и со всею дружиной, пошел на половцев. О былинах он говорит следующее: «Искать в них общей мысли – все равно, что ловить жемчужные раковины в Фонтанке. Оне ничем не связаны между собою; содержание всех их одинаково, обильно словами, скудно делом, чуждо мысли. Поэзия в прозе содержится в них, как ложка меду в бочке дегтя».



[1] Ср. мнение Достоевского о «всемирной отзывчивости, как главнейшей способности нашей национальности».

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.