Николай Александрович Добролюбов родился в 1836 г. в Нижнем Новгороде. Совсем молодым он начал (1856) сотрудничать в левом журнале Современник, где получил поддержку от Чернышевского. Когда в 1858 году на очередь дня определённо стала крестьянская реформа, Чернышевский специализировался на экономических вопросах и крестьянском деле, а Добролюбову предоставил позицию литературного критика, которая в тогдашних журналах имела огромную важность ибо фактически заменяла собою и всю публицистику. С 1858 до своей безвременной смерти в 1861 г. Добролюбов был главным критиком Современника. Пуританин, и ярый фанатик, он отличался невероятной работоспособностью. Для радикальной интеллигенции Добролюбов стал святым, как и Чернышевский. Он был самым знаменитым и влиятельным критиком после Белинского: на нем вырастала вся радикальная интеллигенция с 1860 до 1905 года.

Персидские лучники

Николай Александрович Добролюбов

 

Хотя все, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор книг, обзоры которых он использовал в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону. Добролюбов пользовался ими только как картинами или снимками современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди. Все его знаменитые статьи – Что такое обломовщина? (Об Обломове Гончарова), Темное царство (о ранних вещах Островского), Луч света в темном царствеГрозе Островского), Когда же придет настоящий день?тургеневском Накануне) – это критика русской жизни, как она отразилась в этих произведениях. Его задачей было создать демократическую интеллигенцию, которую вдохновляла бы вера в прогресс и желание «служить народу» (в сущности, использовать народ как покорный материал для воплощения на практике социалистических схем) и которая могла бы занять место романтического и эстетского, ленивого и бездеятельного образованного дворянства, чьим истинным воплощением он считал Обломова. В старой России Добролюбов яростно ненавидел все – дворянство, купечество, церковные и государственные традиции, – и единственной его целью было оторвать интеллигенцию и народ от всего, связанного с прежним временем.