Знаменитый екатерининский фаворит Григорий Потемкин изображен Державиным сперва в оде «Фелица», потом в «Вельможе». О нем же говорится в оде «Водопад» (см. её полный текст). Могущественный князь Потемкин, этот «второй Сарданапал», как его называл Державин, сыгравший такую громкую роль в царствование Екатерины, – умер внезапно, объезжая подвластный ему Крым, среди дороги. Почувствовав себя плохо, Потемкин попросил остановить лошадей и положить себя на землю, где и скончался, в безлюдной степи, без помощи врачей, далеко от обычной роскоши и славы, окружавшей его всю жизнь. Этот контраст блестящей, великолепной жизни и одинокой, убогой смерти, поразил и вдохновил Державина. Смерть князя Потемкина он сравнивает с водопадом, который, низвергаясь с необычайной высоты, с шумом, грохотом, брызгами и пеной, исчезает в темной, неведомой бездне.
Державин. Водопад. Анализ стихотворения. Слушать аудиокнигу
Начинается ода с описания известного водопада Кивач (на реке Суне, недалеко от Петрозаводска). Державин посетил этот водопад, будучи олонецким губернатором.
«Алмазна сыплется гора
С высот четырьмя скалами,
Жемчугу, бездна, и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
Седая пена по брегам
Лежит буграми в дебрях темных;
Визг пил и стон мехов подъемных:
О, водопад! В твоем жерле
Все утопает в бездне, в мгле»
Любуясь этим страшным и великолепным зрелищем, поэт спрашивает себя:
«Не жизнь ли человеков нам
Сей водопад изображает?»
После длинного рассуждения, он рисует картину смерти Потемкина:
«Чей труп, как на распутьи мгла,
Лежит на темном лоне нощи?
Простое рубище чресла,
Два лепта покрывают очи,
Прижаты к хладной груди персты,
Уста безмолвствуют отверсты.
Чей одр – земля; кров – воздух синь;
Чертоги вкруг пустынны воды?
Не ты ли, счастья, славы сын,
Великолепный князь Тавриды,
Не ты ли с высоты честей[1].
Внезапно пал среди степей?»
Изобразив грустную, одинокую смерть Потемкина, Державин восклицает:
«Где слава? – Где великолепье?
Где ты, о сильный человек?»
Ничтожество и беспомощность человека перед смертью поражают поэта. Эту мысль он развивает затем в одной из своих лучших од, «На смерть князя Мещерского».
«Водопад» – одна из самых больших од Державина, – в ней много длиннот. Но картины природы и смерть «великолепного князя Тавриды» написаны сильными, яркими красками.