В повести «Бедная Лиза» (см. на нашем сайте её краткое содержание и полный текст) особенно ярко выражено сентиментальное направление Карамзина. Но несмотря на некоторое сгущение чувствительных и сентиментальных красок, «Бедная Лиза» имеет несомненные качества и литературную ценность. Во-первых, тип Эраста в русской литературе является первым из целой серии подобных характеров, появившихся впоследствии у разных авторов с различными видоизменениями; Эраст – прототип пушкинского Онегина, лермонтовского Печорина. Карамзин впервые в русской литературе изобразил тип молодого человека, разочарованного, пресыщенного жизнью, испорченного цивилизацией. В душе Эраста есть хорошие чувства и побуждения; встретив Лизу, он искренно увлекается не только прелестью молодой девушки, но надеждой найти счастье в простой, примитивной жизни, близкой к природе, с ее чистыми радостями. Но условность светской жизни, ложные взгляды и понятия, усвоенные целым обществом, препятствуют Эрасту в осуществлении его намерения, – он слишком испорчен светом и не может примениться к жизни простых людей, – и, подчиняясь условностям света, он губит Лизу, губит чистое, любящее сердце. (См. Образ Бедной Лизы в повести Карамзина.)
Карамзин. Бедная Лиза. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига
Карамзин первый из русских писателей описал в своей повести жизнь простых, бедных людей. Это было совершенной новизной в русской литературе, – и тоже является заслугой Карамзина. В свое время «Бедная Лиза» имела огромный успех, в обществе ею зачитывались; устраивались даже целые сентиментальные поездки к Симонову монастырю, к пруду, описанному Карамзиным. Какой-то поэт-шутник вырезал на одном из дубов, стоявших над этим прудом, четверостишие, чтобы посмеяться над общим увлечением «Бедной Лизой»:
«Здесь в воду бросилась
Эрастова невеста...
Топитесь, девушки!
В пруду довольно места!»
Но оставим в стороне шутки и насмешки над излишней сентиментальностью. Нельзя не признать за Карамзиным большой заслуги в том, что он первый постарался изобразить судьбу простых и несчастных людей, первый постарался вызвать в читателях жалость к «униженным и оскорбленным». «Бедная Лиза» открывает путь таким замечательным произведениям русской литературы, как «Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя, открывает путь Достоевскому с его «Бедными людьми».