«Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза» относятся к первому периоду литературной деятельности Николая Михайловича Карамзина. Во втором и главном периоде своей литературной деятельности, Карамзин всецело отдался работе над историей и заслуга его, как историка, – очень значительна. «История Государства Российского» – огромный труд, над которым Карамзин усиленно и добросовестно работал в течение многих лет. В то время не было готовых материалов, которыми в наше время может пользоваться историк; не было пособий по истории искусства, иконописи, этнографии и другим подобным наукам, которые облегчают труд историка. Карамзину пришлось много потрудиться, разыскивая различные исторические материалы, сверяя и проверяя исторические документы. Он использовал для своей истории все сохранившиеся древнейшие летописи, все исторические труды, написанные до него.

Портрет Карамзина. Тропинин

Николай Михайлович Карамзин. Портрет кисти Тропинина

 

Мы знаем о существовавших тогда таких исторических трудах, как «История Российская» Татищева, история князя Щербатова, исследования немецких историков Шлецера и Миллера, но все эти труды были односторонни, не охватывали всей русской истории.

 

Карамзин. История государства Российского. Аудиокнига. Часть 1

 

Кроме того, до Карамзина читающая публика не интересовалась родной стариной, не знала русской истории. Карамзин сумел пробудить интерес к истории, к прошлому России. «История Государства Российского» имела огромный успех и стала известна широким кругам русского общества, благодаря тому, что Карамзин сумел придать своей истории художественные формы; это не сухое изложение исторических событий, а живой рассказ, украшенный описаниями. Читается история легко, несмотря на плавный, периодический, немного торжественный язык, которым она вся написана. Карамзин нарочно писал этим приподнято-торжественным тоном, подходящим, по его мнению, к изложению истории и сильно отличавшимся от тона и языка, которыми были написаны «Письма» и «Бедная Лиза». В учебниках теории словесности язык Карамзина в его «Истории» обыкновенно ставится в пример, как образец плавной периодической речи. Вот пример такого периода, а вместе с тем и пример художественного описания из истории Карамзина; описывается момент перед началом Куликовской битвы:

 

Стоя на высоком холме и видя стройные, необозримые ряды войска, бесчисленные знамена, развеваемые легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким «осенним солнцем; слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих добрых витязей падут чрез несколько часов, как усердные жертвы любви к отечеству, – Димитрий в умилении преклонил колена и, простирая руки к златому образу Спасителя, сиявшему вдали на черном знамени великокняжеском, молился в последний раз за христиан и Россию, сел на коня, объехал все полки и говорил речь к каждому, называя воинов своими верными товарищами, милыми братьями, утверждая их в мужестве и каждому из них обещая славную память в мире, с венцом мученическим за гробом.

 

 

Язык Карамзина в «Истории» необыкновенно чистый, он избегает употребления иностранных слов и выражений. В описании отдельных исторических лиц он пользуется приемом народной поэзии, употребляя часто эпитеты, характеризующие эти лица: «храбрый князь», «благоразумный советник», «надменный враг». Иногда в этих повторяющихся эпитетах проглядывает сентиментализм первого периода творчества Карамзина: «добрые россияне», «сладкие слезы радости», «нежная чувствительность». Несмотря на эти, не всегда удачные и иногда стереотипные эпитеты, Карамзин дает яркие живые характеристики некоторых выдающихся исторических лиц, как, например, Ивана III, своего любимого героя, Ивана Грозного, святого митрополита Филиппа, Бориса Годунова, Василия Шуйского.

В своей «Истории» Карамзин преимущественно говорит о развитии государственной жизни в России, интересуется политическим ее развитием и мало касается жизни и быта русского народа. Недаром Карамзин назвал свой труд «Историей Государства Российского». Впоследствии известный историк Соловьев очень удачно назвал «Историю» Карамзина «величественной поэмой, воспевающей государство». Некоторые критики упрекали Карамзина в такой односторонности его истории. Первый, обративший на это внимание, историк Н. Полевой, написал в противовес Карамзину «Историю русского народа», но этот труд далеко не имеет ценности «Истории» Карамзина, основанной на огромной исторической работе. Очень ценны, например, примечания к «Истории» Карамзина, занимающие почти половину всего труда; по этим примечаниям мы видим, какую колоссальную работу проделал автор, проверяя и сверяя различные исторические документы, – как велика библиография, которой он пользовался для своего труда.

Вся «История» Карамзина проникнута горячим патриотическим и национальным духом, проникнута идеей монархизма.

Историю России, доведенную до воцарения дома Романовых, Карамзин делит на три периода; в первом периоде, до Ярослава Мудрого, Карамзин видит рост государства в единодержавии; во втором, удельном периоде, дробление земли, раздел власти ведет к ослаблению государства, которое поэтому подпадает под татарское иго. В третьем, Московском периоде, вновь торжествует единодержавие. Русь «собирается» вокруг Москвы, крепнет и растет ее сила. Иван III, как «собиратель Руси», является любимым героем Карамзина. Еще в исторической «Записке», поданной Государю Александру I, Карамзин высказывал свое восхищение Иваном III, ставя его заслуги выше заслуг Петра Великого.

«История» Карамзина проникнута глубоко-религиозным духом. В ходе исторических событий Карамзин всегда видит Провидение, волю Божию. Для него ясна моральная победа добра над злом, он дает моральную оценку не только историческим событиям, но и отдельным людям. Восхищаясь Дмитрием Донским, он в то же время осуждает его за то, что он обманул кн. Михаила Тверского, заманил его в Москву и взял в плен. Осуждает он и первого «собирателя» Руси, Ивана Калиту, за борьбу и интриги в Орде против кн. Александра Тверского. – «Суд истории не извиняет и самого счастливого злодейства», говорит Карамзин. Религиозно-моральную оценку дает Карамзин всей истории и судьбе царя Бориса. Считая его убийцей царевича Дмитрия, Карамзин видит явную кару Божию во всех несчастиях царствования Бориса. Оценка исторических событий этого периода, яркие характеристики царя Бориса, Василия Шуйского, Лжедмитрия – несомненно оказали влияние на Пушкина при создании его драмы «Борис Годунов».

Как уже было сказано, «История» Карамзина имела огромный успех и разошлась по всей России. После первого восторга начали раздаваться голоса критиков разного направления. Либералы упрекали Карамзина в консерватизме; нашлись и такие консерваторы, которые, наоборот, видели в Карамзине либерала...

В русской литературе «История Государства Российского», среди других исторических трудов, занимает видное место и имеет большую ценность. Главные заслуги Карамзина состоят в исторически правильной и глубоко моральной оценке событий, в горячей любви к родине и художественности изложения. Эти достоинства намного превышают некоторые недостатки «Истории».

Читайте также статьи Карамзин «История государства Российского» – краткий критический анализ, Карамзин как историк, Карамзин «История государства Российского» – отзывы и критика.