Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 г. во Франкфурте-на-Майне. Судьба с раннего детства поставила мальчика в счастливые условия. Дед его с материнской стороны происходил из старинной фамилии и занимал одну из высших должностей в городе. Отец его был богатым и образованным человеком, мать, умная и развитая женщина, обладала мягким, веселым и примиряющим характером. Ребенок рос в довольстве, в счастливой буржуазной обстановке, природа одарила его прекрасной внешностью и блестящими способностями. Семи или восьми лет Гёте уже владел древними и новыми языками. Первоначальное образование мальчика взял на себя его отец, затем были приглашены домашние учителя.

Гёте, портрет

Портрет Иоганна Вольфганга фон Гёте. Художник Г. фон Кюгельген, 1808-09

 

В 1765 г. шестнадцатилетний Гёте поступает в лейпцигский университет для изучения юридических наук. Пребывание в университете доставило юноше известный запас фактических знаний, но он был не удовлетворен господствовавшим в университете педантизмом и рутиной, Из Лейпцига Гёте переходит в Страсбург (1770); но и здесь его мало удовлетворяет изучение права. Он обращается к медицине и естествознанию. Неудовлетворенный наукой, Гёте переходит к алхимии и ищет удовлетворения в общении с товарищами, в их похождениях. Таким образом индивидуализм, титанические притязания личности, не удовлетворенной положительной наукою и обычными интересами жизни – черты, составившие впоследствии главный мотив периода «бурных стремлений», «Вертера» и первоначального «Фауста», – уже обрисовываются в юношеские годы Гёте. В Страсбурге Гёте познакомился с Гердером, который имел огромное влияние на поэта. Гердер возбудил в нем любовь к немецкой старине, развивал перед ним свои идеи о значении национального элемента в творчестве; он же научил его любить Шекспира и восхищаться Страсбургским собором, величественным памятником старинного немецкого искусства. Под влиянием бесед с Гердером Гёте, вероятно, впервые стал знакомиться с преданиями и легендами прошлого. В это время познакомился он с автобиографией средневекового рыцаря, впоследствии героя его знаменитой трагедии «Гёц фон Берлихинген»; в это же время обратила на себя его внимание средневековая легенда о чудесном маге Фаусте, – сюжет, с которым Гёте не расставался потом почти всю жизнь.

К Страсбургскому же периоду жизни Гёте относится и первая любовь поэта к Фридерике Брион. Гёте в этом романе, как и в последующих, обнаружил некоторые черты, за которые поэта упрекали даже его поклонники. Он никогда не мог увлечься глубоко и на продолжительное время. Разрывая с предметом своей любви, он нередко разбивал сердце девушки; нежелание связывать свою судьбу, стремление к покою, всегда жившее в душе Гёте даже в моменты самых бурных его увлечений, – эти черты, граничащие с эгоизмом, заставили его покинуть Фридерику. Вернувшись во Франкфурт, Гёте создает свое первое крупное произведение, трагедию «Гёц фон Берлихинген» (1773 г.), явившуюся ярким выражением идей Sturm und Drang'а («Бури и натиска») и сразу доставившую автору широкую известность. В «Гёце» отразились также отношения Гёте к Фридерике Брион.

Еще более громкую славу доставило поэту следующее за «Гёцем» произведение: «Страдания юного Вертера» (см. краткое содержание и анализ). Канвою для романа послужили опять личные впечатления поэта: его отношения к Шарлотте Буфф, сменившей Фридерику, и самоубийство его друга Иерузалема. Но на этой канве Гёте вышил такие богатые узоры, которые до сих пор остаются лучшим памятником той бурной эпохи сомнений и колебаний. Вертер – избранная натура, человек с титаническими притязаниями, истое дитя Sturm und Drang'а, предтеча Фауста. Сталкиваясь с окружающей действительностью, он не находит соответствия между ней и своими идеалами. Он разочаровывается во всем: в религии, науке, государственных и общественных установлениях и кончает жизнь самоубийством. Вертер утратил средневековую веру, а наука, к которой он предъявляет слишком большие требования, в которой он ищет ответов на все вопросы бытия, не может ответить на них. Этот роковой разлад, этот мучительный переход от веры и сомнений к истинному взгляду на науку и на задачи земного существования, переход, породивший поэзию так называемой «мировой скорби», составляет главный мотив величайшего из произведений Гете – «Фауста». «Вертер» вышел в 1774 г, и совершил настоящую революцию в европейской литературе, вызвал массу подражаний и явился прототипом тех разочарованных героев, которые наводнили всю тогдашнюю беллетристику.

К 1775 г. относится третий роман Гёте с Елизаветой Шенман, который окончился так же бесплодно, как и два первых. Около этого же времени Гёте написал два драматических произведения; «Клавиго» и «Стеллу», далеко уступающих «Гёцу». В 1770 г. Гёте по приглашению герцога Карла Августа переехал в Веймар. Здесь он делил время между похождениями, предпринимаемыми вместе с герцогом, и административными трудами. Он был назначен министром и тайным советником и одно время деятельно помогал герцогу в делах управления. Здесь он задумал свои замечательные произведения: «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо», «Эгмонт» и др. Некоторые из них были окончательно обработаны только после путешествия в Италию (1786-88), которое Гёте предпринял из Веймара и которое имело благотворное влияние на его поэтическое развитие. В Веймаре Гёте подружился с госпожой фон Штейн, развитой и образованной женщиной. Их продолжительная дружба доставила немало счастливых минут поэту; он читал госпоже фон Штейн свои произведения, беседовал с нею о вопросах искусства. В то же время Гёте увлекался изучением естественных наук и предпринимал исследования по геологии, ботанике и сравнительной анатомии. В последних ему особенно посчастливилось: Гёте удалось доказать, что межчелюстная кость, которую считали принадлежащей исключительно животным, существует в уродливых случаях и у человека (в настоящее время доказано, что эта кость существует в зародышевой жизни у всякого человека отдельно от верхнечелюстной кости, с которой впоследствии вполне срастается).

В 1794 г. он сблизился с Шиллером. Это был период, когда Гёте перешел к объективности и классическому искусству. Оба поэта стали издавать журнал «Оры», в котором проповедовали чистую гуманность, т.е. любовь к истине и красоте, отказываясь затрагивать временные, случайные и политические интересы. Этот индифферентизм Гёте к страданиям и борьбе человечества, это «олимпийство», достигшее своего апогея в то время, когда громы французской революции потрясали весь мир, вызывали впоследствии критику, особенно со стороны еврейского поэта Берне. В 1797 г. Шиллер и Гёте издали «Ксении», ряд острых эпиграмм против врагов, нападавших на литературное направление обоих поэтов.

Памятник Гёте и Шиллеру в Веймаре

Памятник Гёте и Шиллеру в Веймаре

 

Кроме «Ифигении в Тавриде» и других произведений из античной жизни поворот Гёте к чистому искусству выразился в очаровательной по своей эпической красоте поэме «Герман и Доротея» (1797). В 1808 г. появилась в окончательном виде первая часть «Фауста», – самое гениальное и глубокое произведение Гёте. Его можно назвать внутренней историей нового человека. В нем собраны все колебания, все страдания, сомнения и думы нового человечества, прошедшего мучительный путь, прежде чем оно обратилось к истинно-научному знанию и к истинной задаче земного существования – труду для блага своих ближних. Сознание ограниченности человеческого познания, представление о человеке, как о члене общества, – идеи, сменившие тягу к необузданному индивидуализму, нашли свое выражение в последнем из крупных произведений Гёте, в романе «Вильгельм Мейстер» («Годы учения Вильгельма Мейстера», 1794-96; «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1821).

В последние годы жизни Гёте был занят составлением своих воспоминаний, которые озаглавил «Поэзия и правда» (1811-14) и в которых правда переплетается с вымыслом. В старости Гёте особенно усердно занимался естественнонаучными трудами, но был скорее философом и теоретиком, чем экспериментатором. Несмотря на это, а может быть, и поэтому, Гёте дошел до некоторых крупных обобщений, сделавших ему имя в науке. В ботанике он развил идею о метаморфозе листа в цветочные органы, а в сравнительной анатомии независимо от Окена пришел к выводу, что череп, представляет, в сущности несколько видоизмененных и сросшихся позвонков. Взгляды Гёте в биологии были взглядами эволюциониста. Вторая часть «Фауста» (1824-31), появившаяся в конце жизни поэта, наполнена аллегориями и, по мнению многих критиков, свидетельствует об упадке творчества Гёте. В ней Фауст излечивается от своей скорби, отказывается от титанических притязаний, примиряется с жизнью, с ограниченностью нашего познания и находит свое удовлетворение в служении ближним и в содействии будущему счастью человечества.

Гёте умер 22 марта 1832 г., в Веймаре, где и покоится его прах.