Шиллер (Schiller), Иоганн Кристоф Фридрих – великий немецкий поэт, род. 10 ноября 1759 г. в швабском городке Марбахе. Отец его, сначала фельдшер, потом офицер, несмотря на свои способности и энергию, имел незначительные заработки и вместе с женой, доброй, впечатлительной и религиозной женщиной, жил скудно. Переходя за полком с одного места на другое, они лишь с 1770 г. поселились окончательно в Людвигсбурге, где отец Шиллера получил место заведующего дворцовыми садами герцога вюртембергского. Мальчика отдали в местную школу, рассчитывая в будущем, сообразно с его наклонностями, видеть в нем пастора, но, по желанию герцога, Шиллер поступил во вновь открытое военное училище, которое в 1775 г., под именем Карловой Академии, было переведено в Штутгарт. Так нежный мальчик из любящей семьи попал в грубую солдатскую обстановку, и вместо того, чтобы отдаться природным влечениям, принужден был заняться медициной, к которой не чувствовал ни малейшей склонности.
Портрет Фридриха Шиллера. Художник Г. фон Кюгельген, 1808-09
Здесь, под гнетом бессердечной и бесцельной дисциплины, Шиллера продержали до 1780 г., когда он был выпущен и принят на службу полковым врачом с ничтожным окладом. Но несмотря на усиленный надзор, Шиллеру еще в академии удалось отведать запретных плодов новой немецкой поэзии, и там же он стал писать свою первую трагедию, которую издал в 1781 г. под заглавием «Разбойники» и с надписью «In tyrannos!» («На тиранов!») В январе 1782 г, тайком от полкового начальства отправившись в Мангейм, автор был свидетелем необычайного успеха своего первенца на сцене. За самовольную отлучку молодого врача посадили под арест, посоветовав бросить пустяки и заняться лучше медициной.
Тогда Шиллер решил порвать с прошлым, бежал из Штутгарта и, пользуясь поддержкой некоторых друзей, принялся за новые драматические работы, В 1783 г, вышла его драма «Заговор Фиеско в Генуе», в следующем году – мещанская трагедия «Коварство и любовь». Все три юношеские пьесы Шиллера исполнены негодования против деспотизма и насилия, из-под гнета которых поэт сам только что вырвался. Но в то же время в их приподнятом стиле, преувеличениях и резких контрастах при рисовке характеров, в неопределенности идеалов с республиканской окраской – чувствуется не совсем зрелый юноша, исполненный благородной отваги и высоких порывов. Много совершеннее трагедия «Дон Карлос», напечатанная в 1787 г., со знаменитым маркизом Позой, носителем заветных идей и стремлений поэта, провозвестником гуманности и терпимости, Начиная с этой пьесы, Шиллер, вместо прежней прозаической формы, стал пользоваться стихотворной, усиливающей художественное впечатление.
Между тем слухи об ужасах французской революции, производившие удручающее впечатление на идеалиста-поэта, стали колебать его веру в возможность всеобщего улучшения путем политических переворотов и рождали мысль о необходимости предварительно облагородить самую натуру человека. Лучшее средство к тому Шиллер видел в искусстве (стихотворения «Боги Греции», «Художники», «Приветствие искусств»), Вместе с тем, из желания расширить собственное образование и выработать себе твердые эстетические воззрения, поэт почти на десять лет оставляет творческую деятельность и всецело отдается занятиям историей и философией. Издание «Истории отпадения Соединенных Нидерландов» (1788 г.) имело последствием приглашение Шиллера в иенский университет экстраординарным профессором, а «История Тридцатилетней войны» (1789 г.) поставила его имя в число талантливейших и благороднейших деятелей историографии.
В области философии Шиллер особенно увлекался Кантом, но его суровое учение о долге он старался смягчить примирением долга и человеческих наклонностей, и, в своей главной философской работе «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795 г.), предоставляя эту посредствующую роль искусству, он делает грандиозную попытку провозгласить красоту, которая для него – синоним истины и добра, – руководящей целью существования, призванной возвысить и осчастливить человечество. Не менее замечательна статья Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795 г.), в которой он проводит параллель между античным и новохристианским искусством, между поэтами, спокойно рисующими действительность, как она есть, и поэтами, ищущими и побуждающими других искать идеала, – между Гёте и собой.
В том же году Шиллер предпринял издание журнала «Оры», имевшего целью «соединить разрозненный политический мир под знамением истины и красоты» и послужившего к тесному сближению Шиллера с Гёте. Поставив себе задачей поднять художественные вкусы общества, они сообща принялись преследовать литературную бездарность знаменитыми эпиграммами – «Ксениями» (1797 г.), этими «лисицами с зажженными хвостами, посланными в поля литературных филистеров». Они соперничали друг с другом в разработке нового тогда литературного рода – баллад, и в результате у Шиллера получился ряд прекрасных произведений, пользующихся у нас такой известностью в замечательном переводе Жуковского («Торжество победителей», «Жалоба Цереры», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли», «Кассандра», «Водолаз», «Сражение со змеем», «Суд Божий», «Перчатка» и др., 1796-98 гг.).
Памятник Гёте и Шиллеру в Веймаре
Наконец, вместе с Гете они задумали создать идеальную сцену, после того как Шиллер, освободившись окончательно в 1799 г. от профессорских обязанностей, переехал в Веймар, где Гете заведовал театром. Шиллер снова переходит к творческой деятельности и оканчивает (1799 г.) свое крупнейшее произведение – драматическую трилогию «Валленштейн» («Лагерь Валленштейна», «Пикколомини», «Смерть Валленштейна»), которая, сравнительно с юношескими пьесами, отличается гораздо большей объективностью, продуманностью, высоким совершенством драматических приемов и проникнута идеями о важности долга и верности закону. Превосходно разработаны драматические положения в последовавших затем трагедиях «Мария Стюарт» и «Орлеанская Дева» (1800, 1801). В первой из них поэт уже осуждает ложный идеализм людей, живущих одним чувством (Мортимер), во второй рисует чарующий образ идеальной женственности, укрепленной непоколебимой верой, способной творить чудеса. В 1803 г. вышла трагедия «Мессинская невеста», в которой автор, желал соперничать с техникой античной драмы, ввел даже античный хор. Безукоризненная с точки зрения чистого искусства, пьеса, однако, по своей отвлеченности не имела особенного успеха. Зато всюду блистательный прием нашла драма «Вильгельм Телль» (1804 г.), где Шиллер снова выступил защитником угнетенных, певцом свободы и прав человека. После этого Шиллер начал новую трагедию из русской истории «Димитрий», но не окончил, так как умер 9 мая 1805 г.
Произведения Шиллера до сих пор неотразимо действуют на читателя; его не отталкивает приподнятость тона в некоторых из них, сентиментальная окраска других. В каждом слове бьется чистая душа поэта, в призыве слышится стойкая вера в человека и его обновление, горячий протест против угнетения и зла. Страстная речь, согретая высокою любовью к людям, влечет к себе сердца, будит лучшие стремления, напоминает о священных задачах человека. Это облагораживающее и возвышающее их влияние – лучший залог их неувядаемой славы, вечной памяти о них потомства.
Подробнее - см. в статье Шиллер – жизнь и творчество.