Виктор Гюго (см. список его произведений в статье Гюго – краткая биография) – писатель с первоклассным талантом, достигавшим иногда таких вершин, на которые поднимались только мировые поэты. Сущность этого дарования, его органическая натура – романтизм в разнообразнейших особенностях и проявлениях его. Вот почему новая французская школа романтиков XIX века провозгласила его своим верховным повелителем и руководителем. Восторженное, доходившее даже до идолопоклонства благоговение, которое питало к нему большинство представителей этой школы, а впоследствии – и большинство французского общества, его самодержавное положение во французской литературе, с первых дней вступления в нее до конца его жизни, имели своим источником обаяние его личности, действительно необычайной по духовной силе, а также тот факт, что поколение, во главе которого он стал, находило в нем полное выражение всего, что волновало и к чему стремились эти молодые души; наконец – его громадное дарование, как поэта.

В творчестве Гюго, чередуясь последовательно, и сливаясь разнообразными элементами в одно, облекаются в более или менее художественную форму (при многих крайностях, даже безобразиях) – и сочувственное обращение к средним векам (собственно к средневековому искусству), и мрачная таинственность байроновских героев, и взрывы «мировой скорби», и чувство гражданина, проникнутого печалью и негодованием при виде окружающего его зла, но твердо верующего в победу над ним добра, и гуманное начало в самом широком, безграничном его проявлении, заставлявшее его отзываться на всякую человеческую скорбь, всякое человеческое страдание, в какой бы сфере – личной, политической, социальной – оно ни гнездилось. Благодаря соединению в его творчестве романтического и реалистического элементов, Гюго внес во французскую поэзию новую струю, которой было суждено с течением времени обратиться в широкое течение и сказаться чуть ли не во всех позднейших крупных произведениях этой литературы. Недаром Флобер зачитывался Гюго и считал его своим первым и влиятельнейшим учителем, а один авторитетный критик назвал его влияние на французскую поэзию «беспредельным».