Касьян с Красивой Мечи, герой одноименного рассказа из тургеневских «Записок охотника» очень похож на персонажа другого рассказа из того же сборника – Калиныча. И Касьян, как и Калиныч, совершенно чужд практической жизни. Он тоже живет особняком, словно боясь людей, – боясь той «борьбы за существование», к которой так привычен Хорь. Касьян не борется, – он смиренно покоряется всему, что ни выпадает на его долю. Он даже не работает, признает свою полную неприспособленность к жизни.

«Ничем я не промышляю, – говорит Касьян, – неразумен я больно, сызмальства... – Работник я плохой! где мне. Здоровья нет и руки глупы!»

 

И. С. Тургенев. Касьян с Красивой Мечи. Аудиокнига

 

С точки зрения людей практических, он – или дармоед, – или, в лучшем случае, «божий человек», «юродивый».Еще ближе Калиныча стоит он к природе: Калиныч любуется ею, как «эстет», – Касьян обоготворяет природу, ценя в ней не только её красоту, – как язычник-пантеист, он преклоняется перед всяким проявлением жизни природы: знает лечебную силу растений, знает заговоры, умеет, «разговаривать» с птицами; пенье соловья волнует его сердце «сладкой жалостью»... Живя только в мире возвышенных, мистических созерцаний, он любит бродить по лесам и лугам, любит оставаться один, лицом к лицу, перед великой «матерью-природой» – сливаться с ней в одну общую жизнь...

 

 

«Как пойдешь, как пойдешь... – рассказывает он. – И солнышко натебя светит, и Богу-то ты виднее, и поется-то ладнее. Тут смотришь – трава какая растёт; ну, заметишь – сорвёшь... Вода тут бежит, например, ключевая, родник святая вода, – ну напьешься – заметишь тоже... Птицы поют небесные... А то за Курском пойдут степи, этакие степные места, – вот – удивление, вот – удовольствие человеку, вот – раздолье-то, вот – Божия-то благодать!»

В нем характерно это миросозерцание, – с какою-то чисто сектантскою страстностью проповедует он «любовь и мир» в жизни, – он боготворит все живущее, и негодует на охотника, который убивает «ради потехи» птицу: «великий грех показать свету кровь, великий грех и страх... Ох, великий!» – говорит Тургеневу этот кроткий, незлобивый мужичок-юродивый, наделенный великим даром знать и любить жизнь природы.

И он рассказывает затем Тургеневу о тех далеких краях, «где за теплыми морями живет птица-Гамаюн сладкогласная», где «яблоки растут золотые, на серебряных ветках, в живет всяк человек в довольстве и справедливости». Эти слова открывают нам целый мир тех мистических грез, которыми жили русские люди древней Руси, – они мечтали о «земном рае» – царстве справедливости; они верили в существование где-то на востоке царства пресвитера Иоанна; они зачитывалась «Александрией» и верили, что есть на земле страна света, добра и счастья. В народных сказках эта вера нашла себе выражение в юмористическом определении этой счастливой страны словами: «реки молочные, берега кисельные». Скитания по лицу земли в поисках «правды» – явление тоже чисто русское, историей засвидетельствованное, поддержанное беллетристикой (ср., напр., Печерского: «В лесах»).

Следовательно, и в лице Касьяна, Тургенев изобразил чисто русский образ.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.